Правовой режим земель населенных пунктов.

Земли в пределах черты населенных пунктов находятся в ведении соответствующих исполкомов в соответствии с административным статусом населенного пункта:

Минский городской, городские (городов областного подчинения) исполкомы ведают землями в границах г. Минска, городов областного подчинения;

районные исполкомы - землями в границах городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением тех, решения по которым принимаются сельскими (поселковыми) исполкомами;

сельские, поселковые исполкомы - принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах сельских населенных пунктов, поселков городского типа гражданам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей; ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

Земли населенных пунктов используются в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительными проектами, которые имеют обязательный характер, и представляют собой систему взаимоувязанных проектных документов градостроительного планирования, определяющую направления и условия градостроительного развития и использования межселенных территорий, населенных пунктов и их частей (ст. 1 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).

Для населенных пунктов разрабатываются следующие градостроительные проекты:

§ общего планирования - генеральные планы городов и других населенных пунктов;

§ специального планирования - проекты границ пригородных зон; проекты и схемы социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;

§ детального планирования - проекты планировки отдельных частей территории населенного пункта.

Градостроительные проекты разрабатываются государственными органами архитектуры и строительства и утверждаются органами, которые осуществляют государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (Президентом Республики Беларусь; Советом Министров Республики Беларусь; местными исполнительными и распорядительными органами).

До утверждения градостроительные проекты проходят обязательную государственную экспертизу градостроительных проектов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476), а также государственную экологическую экспертизу в порядке, предусмотренном экологическим законодательством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010 г. № 755).

Градостроительные проекты, утвержденные в установленном порядке, становятся обязательными для выполнения всеми юридическими и физическими лицами, а также учитываются при изъятии и предоставлении земельных участков из земель населенных пунктов.

Земельные участки на территории населенных пунктов могут предоставляться любым юридическим и физическим лицам для любых целей и на любых правах: в пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование, частную собственность, аренду и др.

Для тех земель, которые входят непосредственно в эту категорию, существуют специальные ограничения по предоставлению земель в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций (ст. 13 Кодекса о земле), которые касаются:

а) земель общего пользования;

б) земель, целевое назначение которых в соответствии генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность;

в) земли населенных пунктов на площадях залегания месторождений полезных ископаемых.

Земельные участки предоставляются органами, в ведении которых находятся земли населенных пунктов, в соответствии с функциональным зонированием территории населенного пункта, которое устанавливается градостроительными проектами.

Функциональные зоны на территории населенного пункта установлены Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и включают:

• жилые зоны;

• общественно-деловые зоны;

• производственные зоны;

• зоны транспортной, инженерной инфраструктуры;

• рекреационные зоны;

• сельскохозяйственные зоны;

• зоны специального назначения;

• иные территориальные зоны, определенные законодательством.

Эти зоны разделяются по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов и могут включать земельные участки, которые будут относиться к землям различных категорий.

Местные исполнительные и распорядительные органы с учетом местных условий могут устанавливать иные территориальные зоны.

Территориальные зоны в населенных пунктах могут включать в себя территории общественного пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, водоемы и иные объекты).