Предмет «философии истории» и ее этапы развития.

Философия общества, взятая в ее временном аспекте - это философия истории. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О.Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития.

Античная философия истории рассматривала мир как завершенный Космос, которому присущи гармония и цикличность. Древние греки видели везде круговорот, касалось это Космоса или жизни человека. Круговое движение - это геометрический образ вечности (кольцо не имеет ни начала, ни конца). Это философия вечного становления, вечного возвращения, периодических мировых пожаров (Гераклит), душепереселения и душеперевоплощения (Платон).

Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Сотворение мира и человека, грехопадение, приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие и Страшный суд -это узловые пункты истории человечества. Человек (а вместе с ним и мир) до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет начало (сотворение мира) и конец (Страшный суд). Имеет она и смысл - единение с Богом человечества в целом.

Философия Нового времени вырабатывает рациональное объяснение хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса (Ф.Бэкон, Р.Декарт), поступательного от менее совершенного к более совершенному движению общества. Показатель этого движения - наука и техника, все большее овладение природой человеком. Время и ход истории считаются линейными процессами.