Тема 9-10. Российская империя на пути к индустриальному обществу. Общественная мысль и общественные движения в России в XIX веке.

Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития.

Завершение промышленного переворота в Западной Европе. Начало процесса создания индустриального общества. Кризис абсолютистских режимов.

Ограничение самодержавия и отмена крепостного права как основная социополитическая доминанта XIX века. Альтернатива исторического развития России первой четверти XIX века: реформы или стагнация. Политика "просвещенного абсолютизма" при Александре I. Правительственные конституционные проекты: М.М. Сперанский и план буржуазных преобразований в стране; Н.Н. Новосильцев и "Уставная грамота Российской империи".

Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I. Бюрократизация государственной и общественной жизни.

Начало и развитие промышленного переворота в России, его особенности и этапы. Социально-экономическое развитие России. Политика правительства по крестьянскому вопросу. Россия - страна "второго эшелона" развития капитализма. Дискуссии по данному вопросу.

Российское государство в системе мировых связей во второй половине XIX века. Крымская катастрофа и ее последствия.

Личность и историческая роль Александра II. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г. Реформы Александра II. Утверждение буржуазных отношений в промышленности. Консервация общинного строя в деревне: социополитические и культурные последствия.

Итоги реформ 60 -70-х гг. XIX в. Самодержавие, его институты и социальный базис. Социальная структура российского общества. Начало формирования гражданского общества в России. "Эпоха контрреформ" Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны.

Особенности формирования российского многонационального государства. Экспансия России на Кавказе и в Туркестане. Присоединение мусульманских регионов к России. Цивилизационные различия и социокультурный облик народов, населяющих российскую империю. Национальный вопрос во второй половине XIX в. и политика царского правительства.

"Серебряный век" русской культуры и ее влияние на мировую культуру.

Отечественная война 1812 г. и рост национального самосознания. Раскол между правительством и обществом. Декабристы. Влияние идей Просвещения и Французской революции на развитие общественного движения в России.

Россия и Запад - дискуссии о путях развития. П. Чаадаев и концепция культурно-исторического развития России вне европейской цивилизации. Общественные движения 30 - 50-х гг. XIX в.: западники и славянофилы.

Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора во второй половине XIX в. Интеллигенция в России и странах Европы: ее роль и судьба. Русская, славянская идея в общественном сознании пореформенной России. Политико-идеологическое обоснование самобытного пути России: неославянофилы, почвенники, религиозно-философское течение.

Складывание трех основных общественных течений: дворянско-консервативного, буржуазно-либерального и революционно-демократического. Атеизм и русская интеллигенция. Политические традиции и социокультурные особенности общества и их влияние на характер распространения либерализма в России. Либеральная программа демократизации и европеизации страны. Земское движение в России.

Революционно-демократическое движение и российский радикализм: эволюция и основные течения. Теория русского общинного социализма. Революционные демократы 60-х гг. Народники 70-х гг. Теоретики народничества: М.А. Бакунин, Л.Л. Лавров, Л.Н. Ткачев, С.Г. Нечаев и нечаевщина. Либеральное народничество, Л.М. Михайловский.

Пролетарский этап освободительного движения в России. Распространение марксизма. Г.В. Плеханов и группа "Освобождение труда". Рабочее движение в России и первые рабочие организации.

Российская социал-демократия. Ее основные направления (экономизм, меньшевизм, большевизм) и их политические лидеры: Е.А. Кускова, Ю.О. Мартов, В.И. Ленин.

Социальная база либерализма и социализма в России. Проблема отчуждения русской интеллигенции от государства и народа и левый радикализм. Социальный портрет русского революционера.

 

Царствование Павла I. На рубеж XVIII и XIX веков приходится царствование Павла I (1796-1801 гг.). Как это нередко бывает, следующий император России выступает политическим оппонентом предыдущего или прямо отвергает достижения своего предшественника. Так было с Павлом I, который занял Российский престол после своей матери.

Взойдя на престол, Павел I приказал освободить всех политических заключенных, арестованных при Екатерине II. Получили свободу Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Т. Костюшко и многие жертвы Тайной канцелярии.

Важное место в законодательстве Павла I заняла новая система престолонаследия. В апреле 1797 года «Акт о порядке престолонаследия» и «Учреждение об императорской фамилии» восстановили принцип наследования престола только по мужской линии. Женщины могли получить это право лишь в случае пресечения всех мужских линий династии. В апреле 1797 года манифестом Павла I были введены трехдневная барщина для крестьян и установлен воскресный отдых. Была запрещена продажа дворовых крестьян без земли. Губернаторам было приказано следить за отношениями помещиков к крепостным. Принимались меры против жестокого обращения помещиков с крестьянами. Одновременно Павел I подавлял крестьянские восстания и раздавал казенных крестьян помещикам. Если Екатериной II за 34 года царствования было роздано не более 800 тыс. крестьян, то Павел I всего за четыре года раздал помещикам 530 тыс. душ обоего пола.

Будучи человеком религиозным и считая себя главой православной церкви, Павел заботился о положении духовенства. При нем были вновь открыты 2 духовные академии – в Санкт-Петербурге и Казани, а также 8 семинарий. Считая, что «свобода веры» – лучшее средство сохранить мир между представителями разных религиозных конфессий, Павел I повелел прекратить гонения на старообрядцев. Он предписал относиться к ним «ласково, с доброхотством и человеколюбием».

Павел I преследовал лишь секты, не признававшие гражданской власти или отличавшиеся изуверством (типа духоборов и скопцов). Благосклонно отнесся Павел I к католикам. Он принял на себя духовное покровительство над Мальтийским духовным рыцарским орденом и разрешил в Петербурге образовать особое его приорство (управление).

Позиция Павла I по отношению к светскому просвещению была разрушительной. В самом начале царствования он запретил въезд иностранцев в Россию, боясь «заразы французской революции». В страну был также запрещен ввоз книг, изданных за границей, а обучавшиеся там студенты были возвращены в Россию. Павел I преследовал всякие проявления либерализма. Причем это была война не только с идеями, но даже со всякими внешними проявлениями свободы, отступлениями от нормы. Отсюда его война против круглых шляп и сапог с отворотами, которые носились во Франции, против фраков и трехцветных лент. Мирные люди подвергались взысканиям, чиновники прогонялись со службы, частные лица подвергались аресту, многие – высылке из столицы, порой весьма дальней. Такие же взыскания налагались за нарушение старинного этикета, соблюдение которого было обязательно при встречах с императором. Встреча с царем стала считаться несчастьем, завидев его, подданные спешили укрыться за ворота и заборы.

Особенно тяжело гнет павловского времени отразился на армии, начиная с солдат и кончая офицерами и генералами. Бесконечная муштра, суровые наказания за малейшие погрешности во фрунте, самая неудобная одежда, обязательное ношение париковт– все это усложняло трудность и без того тяжелой солдатской службы, продолжавшейся тогда 25 лет.

Внешняя политика Павла I была направлена против Франции. Успехи Бонапарта в Италии, захват Ионических островов существенно изменили карту Европы и нарушили политическое равновесие. Павел I вступил в союз с Англией и Австрией. К этой коалиции было привлечено также королевство Сардиния.

В Европе России предстояло действовать против французских армий в союзе с австрийцами и англичанами. Павел I, следуя совету австрийского императора, назначил опального А.В. Суворова главнокомандующим соединенными армиями России и Австрии. А.В. Суворов с радостью принял это предложение. Этот поход А.В. Суворова ознаменовался блестящими победами в северной Италии над французами и знаменитым переходом через Альпы.

Но когда северная Италия была освобождена от французов, Австрия отказалась поддержать А.В. Суворова, который намеревался идти на Париж и сразиться с самим Наполеоном. «Австрийская измена» привела к поражению русского отряда генерала Римского-Корсакова. Павел пришел в негодование и отозвал армию. Война России с Францией фактически прекратилась. Был отозван и русский корпус из Голландии.

Павел I вступил с Наполеоном в переговоры о мире и о союзе против Англии. Одновременно он наложил эмбарго (арест) на все английские суда, запретив ввоз и вывоз товаров не только из Англии, но и из Прусии, которая была ее союзником. Одновременно Павел I отправил 40 полков донских казаков на завоевание Индии, не снабдив их фуражом и картами местностей.

Павел I подготовил 10 марта 1801 года декрет, запрещающий торговлю с Англией, что грозило экономической катастрофой для страны. Среди дворянства созрел заговор против Павла I. Вечером 11 марта заговорщики под предводительством адъютанта Преображенского полка Аргамакова убили императора. Так закончился последний акт царствования ПавлаI.

Александр I (1801-1825 гг.). В начале своего царствования Александр I проявил большое реформаторское рвение. На первом плане были внутренние реформы, из которых важнейшими стали вопросы государственного строительства. В этой работе он опирался на две «партии», сложившиеся при царском дворе. Первая состояла из «екатеринских вельмож», старых чиновников, составлявших авторитетную основу центральных правительственных учреждений. С другой стороны Александр I решил выдвинуть к руководству страны партию «молодых друзей царя». Среди таковых были А.А. Чарторыйский, П.А. Строгонов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, которые образовали так называемый «Негласный комитет», где обсуждался проект будущей Конституции России.

Первые указы Александра I подтвердили законы Екатерины II. Были подтверждены дворянские привилегии, установленные в 1875 и привилегии для городов. Сохранялось крепостное право, подтверждалось получение титулов, званий и имущества только законным путем. Дворяне освобождались от обязательной службы, уплаты налогов, телесных наказаний и получали право свободного выезда за границу. Была восстановлена старая военная форма, что очень понравилось офицерству. Были отменены ограничения на экспорт и импорт. Ненавистная Тайная экспедиция была упразднена, в полиции были запрещены пытки, освобождено свыше 12 тыс. заключенных и амнистированы беглецы, скрывавшиеся при Павле I за границей. Был затронут и крестьянский вопрос. Академии наук России, которая тогда издавала в т.ч. ведомости и публичные объявления, было запрещено принимать объявления о продаже крестьян без земли.

В 1801г. по указу Александра I была прекращена вековая практика раздачи помещикам земель с крестьянами. Тем самым была установлена преграда для расширения сферы крепостных отношений. Помещикам было запрещено ссылать своих крестьян на каторгу.

Александр I пробовал решить проблему ограничения крепостничества без опасности для трона, возбуждения враждебности со стороны помещиков или социального переворота в деревне. Поэтому он делал шаги, чтобы облегчить положение крепостных и уменьшить исключительное право дворян владеть землей и крестьянами.

Важнейшим актом этого времени был указ 20 февраля 1803 года «О вольных хлебопашцах». Этот закон разрешал помещику отпускать своих крепостных на волю в одиночку или целыми селениями с земельными наделами. Помещики и крестьяне заключали при этом договор, который шел на утверждение Александру I. Крестьяне, освобожденные таким путем, получали наименование «вольных хлебопашцев». Их землей казна не могла уже распоряжаться, как она распоряжалась землей казенных крестьян.

Всего в царствование Александра I на основании этого указа было заключено 160 сделок при общем числе освобожденных в 47, 153 души мужского пола. Это был первый шаг. Другой шаг касался правил, утвержденных 20 февраля 1804 г. об устройстве крестьян прибалтийских губерний Российской империи. Крестьянам предоставлялись личные гражданские права, вводилось крестьянское самоуправление наследственных владельцев земельных участков, барщина ограничивалась двумя днями в неделю, помещики не могли произвольно увеличивать оброк.

Особое внимание Александр I уделил управлению землями империи с нерусским населением. На юге Российской империи быстро росла иностранная иммиграция колонистов.

Колонисты обеспечили быстрое экономическое развитие юга России. Были установлены торговые льготы сначала в Крыму (при Павле I), а затем в г. Одесса (при Александре I), разрешался беспошлинный привоз иностранных товаров и вывоз русских товаров. Город Одесса, основанный при Екатерине II, рос и развивался в крупный торговый город и порт.

Другим важным вопросом национальной политики Александра I был европейский вопрос. После трех разделов Польши в XVIIIв. (при Екатерине II), Россия оказалась страной с многочисленным европейским населением.

Главнейшей задачей Александра I в области государственного строительства было создание эффективной системы управления Российской империей. Для этой цели он привлек молодых способных реформаторов М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева.

«Гений российской бюрократии» – М.М. Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии. Он покинул родительский дом в восемь лет - отец отвез его во Владимир, где определил на учебу во епархиальную семинарию. Эти годы были периодом расцвета для Владимирской семинарии. Там изучали не только богословские науки, но и историю, физику, географию, математику. Сперанский обучался в философском классе. 16 декабря 1788 года М. Сперанского, как способнейшего ученика, направляют на учебу в Александров-Невскую семинарию в Санкт-Петербург. После окончания ее М.М. Сперанский был преподавателем математики и физики. Но в январе 1897 года он отказывается от духовной карьеры и избирает путь чиновника.

В течение 1802-1804 гг. из-под пера Сперанского вышла целая серия политических проектов: «О коренных законах государства», «О постепенном усовершенствовании общественного», «О силе общего мнения», «Еще раз о свободе и рабстве», «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей эпохи Александра I. Причем Сперанский сделал себя сам, без какой-либо протекции. Он напряженно учился, штудировал лучшие политические, экономические и юридические сочинения российских и зарубежных авторов, предлагал на разных уровнях свои проекты переустройства российского государства и общества. В итоге за 4 года из дом. секретаря кн. Куракина он возвысился, исключительно в силу своих дарований, в государственные секретари Александра I.

В этот период Россия обретает новые черты государственного управления. В 1802 году по разработанному «Негласным комитетом» проекту Александр I учредил министерства: финансов, народного просвещения и юстиции. По инициативе самого Александра I было добавлено министерство по коммерции. Одновременно было утверждено новое государственное учреждение – Сенат – высший судебно-административный орган, имевший право принимать законы и следить за действиями исполнительных органов в государстве. Кроме того, было формально установлено право возвращения закона царю Александру I на досмотрение, если Совет сенаторов сочтет его «неподходящим».

Важным было также стремление Александра I укрепить просвещение в государственном устройстве, провести реформу системы образования в России.

В 1803 г. Александр I создал новую общеобразовательную структуру, включавшую сельские школы и университеты. Страна была разделена на шесть образовательных округов. Во главе каждого стоял университет, который нес ответственность и наблюдение за школами на своей территории. Школьное просвещение было устроено следующим образом: приходские школы в каждом селе с одним годом обучения, уездные школы с двумя годами обучения; губернские школы (гимназии) с четырьмя годами обучения и университеты в шести больших городах. Во главе министерства просвещения был поставлен граф Л.В. Завадовский. В помощь ему был образован комитет - главное управление училищ. Из него были назначены и попечители над шестью учебными округами. Попечителем Московского округа, куда входила и территория Владимирской губернии, был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель царя Александра I.

О росте значения образования, просвещения в это время говорят цифры ассигнований на нужды школ. При Екатерине I самый большой бюджет на нужды образования составлял 780 тыс. рублей в год. В 1804 году было отпущено на нужды просвещения 2 млн. 800 тыс. рублей. Это была огромная сумма, если принять в расчет стоимость тогдашней жизни. По сметам 1803-1806 гг. правительство Александра I на каждый из 6 университетов тратило по 120 тыс. руб., на каждую из 42 гимназий – по 65 тыс. руб., на каждое из 405 училищ – по 1600 руб. Помимо государственных в это время возникли и частные учебные заведения – Демидовский лицей в г. Ярославле и гимназия высших наук имени Безбородко в г. Нежин (Украина).

В 1804 году был издан новый университетский устав, который был основан на принципе уважения к науке и к свободе преподавания. Он давал автономию университетским советам, которая была впоследствии ограничена, а потом отменена при Николае I в середине 50-х гг. Выдавались щедрые пособия на издание книг и журналов, пенсии лицам, посвятившим себя научным занятиям. Например, Н.М.Карамзину, историку и писателю Александр I назначил сумму в 2777 рублей в год, которая давала ему в то время возможность безбедно существовать и заниматься сочинением «Истории государства Российского».

Однако Европа стала главной заботой Александра I. Во Франции в 1802 году Наполеон объявил себя пожизненным консулом, а потом в1804-м – императором. Франция начала революционную экспансию против Италии и Германии, стремясь к гегемонии в Европе. В 1805 году Австрия выступила против Франции, Россия присоединилась к ней. Но война была для них неудачна. При Аустерлице (ноябрь 1805 г.) русские и австрийские войска были наголову разбиты Наполеоном. Австрия запросила мира, но Россия вместе с Пруссией решила продолжить борьбу. В битвах при Йене и Ауэрштедте Пруссия потерпела поражение, Наполеон взял Берлин. Русские войска при Прейсиш-Эйлау (зима 1807 г.) отразили наступление Наполеона, но летом 1807 года Наполеону удалось разбить русских при Фридланде, и русская армия, оставив Пруссию, отступила на правый берег Немана. Александр склонился к миру. В 1807 году был заключен Тильзитский мирный договор. Наполеон вернул Пруссии 1/2 ее владений. Белосток уступили России. Александр согласился принять «континентальную блокаду», т.е. прекратить торговлю с Англией и прервать с ней сношения.

В обмен на дружбу Наполеон предоставил России усилиться за счет Турции и Швеции. Война с Турцией началась в 1806 г. В 1811 г. генерал М.И. Кутузов одержал над турками решительную победу при Рущуке. Мирный Бухарестский договор 1812 года закрепил передачу России Бессарабии. В Сербии образовалось автономное княжество.

Война со Швецией 1808-1809 гг. была успешна для России. Согласно мирному договору в г. Фридрихсгаме Швеция уступила России всю Финляндию и Аландские острова.

М.М.Сперанский после Тильзитского мира стал докладчиком и советником царя по всем делам управления и законодательства. Александр поручил ему руководство комиссией по составлению законов, а также дал ему поручение выработать общий план государственного преобразования. В основу своего плана Сперанский положил принцип разделения властей. Александр одобрил план Сперанского. 1 января 1810 года Государственный совет был разделен на четыре департамента: законов; военных дел; гражданских и духовных; государственной экономики

Отечественная война 1812 г. К этому времени могущество Наполеона сильно возросло. Наполеон самовластно распоряжался в Западной Европе, богатейшие европейские государства с 70-миллионным населением были ему подчинены. Он имел возможность в короткое время собирать и перемещать в определенном направлении огромные массы войск. + Властолюбие его не имело границ. В 1810 году Наполеон заявил: «Через 5 лет я буду владыкою мира, останется только одна Россия, но я раздавлю ее». Наполеон стал готовиться к войне с Россией. Между тем Россия тяготилась континентальной блокадой, с одной стороны резко уменьшился вывоз России за границу продуктов сельского хозяйства; с другой стороны, цены на заграничные товары резко поднялись. Большие расходы на военные нужды вызвали постоянные дефициты в государственном бюджете, росла дороговизна в России. Весной 1812 года Александр потребовал вывода французских войск из Пруссии и герцогства Варшавского. Наполеон признал это требование оскорбительным и решил начать войну. В июне 1812 года Наполеон во главе 600-тысячной армии перешел Неман и вторгся в Россию. Две русские армии М.Б.Барклая де Толли и П.И.Багратиона составляли около 200 тыс. человек и, конечно, вынуждены были отступать перед колоссальными силами неприятеля. Имя Наполеона сеяло страх. Многие думали, что Россия погибнет. Однако общее настроение было таково: лучше погибнуть, чем покориться врагу. Это мнение разделял и Александр.

В июле произошли первые схватки русской армии с французами под Витебском и Смоленском. Под Смоленском обе русские армии соединились, но затем продолжили отступление в глубь страны, а французы продолжили наступление на Москву. Нашествие неприятеля на Россию вызвало подъем патриотических сил во всех слоях русского населения. Отступление же наших войск вызвало всеобщее недовольство главнокомандующим, Барклаем де Толли.

Уступая общественному мнению, Александр I назначил главнокомандующим любимого народом и армией генерала М.И.Кутузова, который только что успешно закончил турецкую войну. При продвижении внутрь России французская армия слабела, неся потери от военных действий и от болезней. Русское население уходило вместе с армией в глубь страны и предавало оставленные места огню и опустошению.

Кутузов видел, что отступление в данном случае - разумная тактика. Но общественное мнение требовало остановить неприятеля и не отдавать ему Москвы. Кутузов вынужден был остановиться и дать французам генеральное сражение. Оно произошло 26 августа 1812 г. при с. Бородино. На небольшом пространстве сошлось 132 тыс. русских и 135 тыс. французов, + там было более 60 тыс. лошадей и 1200 орудий. Когда сражение окончилось, то оказалось, что с обеих сторон выбыло из строя более 100 тыс. человек. У русских было около 50 тыс. убитых и раненых, погибло много генералов.

Осторожный Кутузов дал приказ об отступлении. 2 сентября французы вступили в Москву, оставленную русскими войсками и почти всеми жителями. Наполеон считал себя победителем и обратился к Александру I с предложением мира, но не получил ответа. Между тем в Москве начались пожары, вскоре охватившие весь город. Французы испытывали величайшие затруднения. 7 октября Наполеон дал приказ об отступлении и покинул Москву.

Началась народная война. Жители оккупированных территорий поголовно вставали на защиту родины и всячески старались вредить неприятелю. Они истребляли французские обозы, запасы продовольствия, вырезали целые отряды. Французы, пренебрежительно относившиеся к православной вере и святыням, обращавшие церкви в конюшни, оскорбляли религиозное чувство народа. Все сильнее было желание отомстить за поругание веры и разорение русской земли. Повсеместно создавались партизанские отряды (под руководством Д. Давыдова, старостихи Василисы Кожиной, крепостного крестьянина Г. Курина, А.Фигнера и А. Сеславина и др.). Они нападали на отряды французов и забирали их в плен. Между тем Кутузов с рязанской дороги перешел на калужскую, где были склады продовольствия для войска и Тула с оружейным заводом. К русскому войску постоянно приходили обозы с мясом, хлебом, вином, а также отряды ополченцев. К Москве подошли и донские казаки под предводительством атамана Платова. Своей удалью они наводили большой страх на французов. Для борьбы с Наполеоном подоспели еще две русские армии под командованием адмирала П.В. Чичагова и графа П.Х. Витгенштейна.

Наполеон едва не попал в плен у реки Березина. Из 600-тысячного войска, с которым он вторгся в Россию, назад возвратилось не более 60 тыс. человек. В конце ноября Наполеон покинул остатки великой армии около Вильно и поспешил в Париж, чтобы набирать новую армию. «От великого до смешного только один шаг», – сказал он в Вене своему послу в Австрии. 3 ноября 1812 года Александр I издал манифест об изъявлении российскому народу благодарности за избавление Отечества от нашествия неприятельского. Царский манифест от 25 декабря 1812 года объявил о полной ликвидации вражеского нашествия.

После уничтожения «великой армии» Александр взял на себя задачу освобождения Европы от ига Наполеона и двинул свои войска в Германию. Пруссия, а потом и Австрия примкнули к нему и начали общими силами в союзе с Англией борьбу против Наполеона. В марте союзные войска вступили в Париж, а в мае был заключен мир, по которому Франция отказалась от всех своих завоеваний в Европе. Европейские государи и дипломаты съехались в Вену на конгресс для устройства европейских дел после ликвидации наполеоновских завоеваний. В сентябре 1815 года был заключен Священный союз, который превратился в оплот европейской реакции, стремившийся к сохранению абсолютизма и подавлявший все свободолюбивые движения народов.

Николай I и общественные движения в России. Отечественная война и последовавшая за ней война за освобождение Европы создали в русском обществе и армии высокий патриотический подъем. Пребывание за границей ознакомило передовые круги русского офицерства с идейными, политическими течениями европейских стран.

В передовых кругах офицерства в 1816-1817 гг. образовалось общество «Союз спасения», позднее переименованное в «Союз благоденствия». Члены Союза стремились к политическим и социальным реформам. В 1821 -1822 гг. образовалось два тайных союза, носившие явно революционный характер.

Во главе Северного общества в Петербурге стояли братья Муравьевы, князь С.П.Трубецкой, Н.И.Тургенев, Е.Н.Оболенский, поэт К.Ф.Рылеев. Во главе Южного общества – полковник П.И. Пестель. Политической программой Северного общества была конституционная монархия, а Южного – республика.

19 ноября 1825 года в Таганроге умер Александр I. Офицеры-заговорщики решили использовать создавшееся положение для агитации среди солдат против воцарения Николая. 14 декабря некоторые части петербургского гарнизона отказались от присяги и вышли с оружием на Сенатскую площадь. Диктатором революционных сил был назначен князь Трубецкой, но он потерял веру в успех восстания и не явился на Сенатскую площадь. Этим он внес растерянность и замешательство в ряды восставших. Генерал Милорадович был убит одним из заговорщиков; Николай I послал в атаку конную гвардию, приказал выдвинуть пушки и разгромить восстание. В январе 1826 года потерпело поражение также восстание в Чернигове, поднятое членами Южного общества.

В течение шести месяцев проводилось следствие о декабристах. Суд приговорил 36 человек к смертной казни, но царь утвердил приговор только в отношении пяти главных заговорщиков; остальные были сосланы в Сибирь на каторжные работы или на поселение, солдаты отправлены в действующую армию на Кавказ.

Декабристы выросли и были воспитаны на просветительных идеях XVIII века, на идеях равенства, веры в разум, просвещения. Они ощущали чувство вины перед угнетенными. Разумеется, знакомство с передовым западом сыграло свою роль. Декабристы использовали в своих проектах конституционный западный опыт, но он не был побудительной причиной для начала революционной деятельности. Главной причиной были впечатления от российской действительности. Почти во всех работах по данной теме обращается внимание на то, что декабристы были далеки от народа (В.Ленин, Д. Мережковский). Декабристы понимали, что крестьяне верят в царя и что они враждебны дворянству. Антидворянские настроения крестьян исключали возможность обращения декабристов к народу за помощью. Декабристы-офицеры стремились сблизиться с солдатами. Это им удалось, т.к. они хорошо знали тяготы солдатской жизни. В таких условиях декабристы делали ставку на сильную дисциплинированную тайную организацию.

После поражения восстания декабристов в общественной жизни России наступила полоса реакции. Новый царь, Николай I решил укрепить законодательство в России. Составление законодательного кодекса было поручено М. Сперанскому. В 1830 году было закончено «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах, заключивших в себе законы и указы от Уложения 1649 года до воцарения Николая I. В 1833 году составлен и напечатан «Свод законов Российской империи» в 15 томах; в Своде были изложены в систематическом порядке действовавшие законы.

В 1837-1838 гг. для управления «государственными имуществами, включая казенных крестьян», было учреждено особое Министерство государственных имуществ.

В области народного просвещения граф С.С.Уваров, министр просвещения с 1833 по 1849 г., стремился насаждать «православие, самодержавие и народность» как коренные начала русской жизни.

В общественной жизни возникают новые общественные течения: учения западников (В.Г. Белинский, Т.Н.Грановский, К.Д. Кавелин) и славянофилов (А.С.Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин). Западники считали, что со времен Петра I Россия вступила на путь культурного развития, что ей необходимо изжить отсталость и азиатчину. Путь России – слияние с Западом в одну общечеловеческую культурную семью. Славянофилы считали, что русский народ живет самобытной жизнью, идейной основой ее является православие, а экономической основой – община как добровольный союз, основанный на взаимопомощи и поддержке.

Внешняя политика Николая I.

Внешняя политика Николая I продолжила политику Александра I по усилению влияния на Балканах и Кавказе. В 1828 г. Россия объявила войну Турции, захватила Карс и Эрзерум. Адрианопольский мир 1829 г. привел к автономии Молдавии и Валахии, Сербии и Греции. Россия получила восточное побережье Черного моря с портами Анапа и Поти. Проливы Босфор и Дарданеллы были открыты для торговых судов всех стран.

Одновременно Россия вела войну с Персией (1826-1828 гг.), которая закончилась Туркманчайским миром. Персия уступила России земли по левому берегу р. Аракса и обязалась уплатить контрибуцию.

Перед Россией встала задача покорения и усмирения Кавказа. Кавказская война, начавшаяся в 1801 г., продолжалась 50 лет и закончилась лишь при Александре II. Русские войска, долгое время которыми командовал гене¬рал Ермолов, с величайшим трудом и с большими потерями медленно про¬двигались в глубь Кавказских гор, устраивая линии небольших крепостей и опорных пунктов, принуждая к покорности аулы, подавляя восстания горцев. В Европе Николаю I пришлось столк¬нуться в 1830 г. с восстанием в Польше. Варшава была взята штурмом в 1831 г.

Вскоре после подавления польского восстания вновь обострился восточный вопрос. У турецкого султана возник конфликт с его египетским вассалом. В Лондоне в 1840 г. была заключена конвенция, по которой Турция становилась под общую защиту пяти великих европейских держав: России, Англии, Франции, Австрии и Пруссии.

Революции в 1848-1849 гг. на время отвлекли внимание европейской дипломатии от восточного вопроса. Когда в Венгрии вспыхнуло восстание, Австрия запросила помощи у Николая I. Он послал в Венгрию генерала Паскевича с войском. Он подавил восстание венгров и восстановил в Венгрии австрийскую власть. Вмешательство Николая I в европейские дела вызвало недовольство в европейских общественных кругах. Россия заслужила себе малопочетное звание жандарма Европы.

Т.о., в Европе боялись и не любили Россию и ее реакционера-царя. Там были бы рады были воспользоваться любым случаем, чтобы уничтожить силу и влияние России. Такой повод представился. Николай I считал себя покровителем православных в Палестине, а Франция выступила в качестве покровителей католиков. В 1851 году по просьбе Франции Турция приказала отобрать ключи от Вифлеемского храма у православного духовенства и отдать католикам. Николай I протестовал против этого, но Турция отклонила все протесты. Николай I в 1853 г. приказал своим войскам оккупировать автономные дунайские княжества. Турция объявила войну России. В ноябре 1853г. русская черноморская эскадра под командой адмирала П.С.Нахимова уничтожила турецкий флот в бухте г. Синопа. Европейские страны - Англия, Франция и Сардиния, - открыто выступили против России. Австрия также потребовала от России освобождения Молдавии и Валахии.

В сентябре 1854 года Англия, Франция и Сардиния высадили 70 тыс. войск в Крыму и приступили к осаде Севастополя. Русский парусный флот не мог сопротивляться; он был затоплен русскими моряками при входе в севастопольскую бухту (чтобы затруднить вторжение в нее с моря). На суше офицеры, солдаты и матросы севастопольского гарнизона, которым помогало гражданское население, выдержали 11-месячную осаду крепости, отражая штурмы неприятеля и исправляя повреждения, причиняемые непрерывными бомбардировками. При защите крепости погибли доблестные адмиралы П.С.Нахимов, В.А.Корнилов и В.И.Истомин. Лишь в конце августа 1855г. союзникам удалось овладеть южной стороной Севастополя и принудить русские войска отступить на север. Однако геройские подвиги русских войск не могли скрыть полную несостоятельность царской империи Николая I, которую обнаружила Крымская война. Неудачи в Крыму были вознаграждены успешными военными действиями против турок в Азии. Здесь генерал Н.Н.Муравьев взял сильную турецкую крепость Карс. Николай I, располагая миллионной армией, оказался не в силах победить 70-тысячный неприятельский десант в Крыму. Причинами военных неудач, ставшими теперь очевидными для всех, являлись хаотическое состояние военного хозяйства, отсталость вооружения и недостатки снабжения. Отсутствовали также удобные пути сообщения, подготовленные и способные к самостоятельным действиям военачальники. Неудовлетворительным было состояние военно-медицинских частей. Наконец, вскрылось воровство интендантов и злоупотребления во всех звеньях военной и гражданской администраций.

Николай I скончался в феврале 1855 года, его старший сын, царь Александр II продолжил Крымскую войну. В августе последовала бомбардировка Севастополя, город превратился в руины. Союзники взяли приступом Малахов курган (главное севастопольское укрепление). Русские войска взорвали уцелевшие укрепления и оставили город.

Крымская война закончилась в 1856 г. Парижским миром, по которому Россия отдала Турции Карс взамен возвращенного Севастополя, и отказалась от устья Дуная и части Бессарабии. Черное море было объявлено нейтральным, проливы были открыты для торговли, но закрыты для военных судов всех держав. Россия потеряла право покровительства над христианским населением Турции, которое было поставлено под протекторат всех европейских держав. Судоходство по Дунаю было объявлено свободным, Россия обязалась срыть все севастопольские укрепления. Россия, и Турция обязались не заводить на Черном море ни военного флота, ни укрепленных военных портов. Это условие было отменено на Лондонской конференции 1871 года. Турция была принята в систему европейских государств, которые признали необходимым сохранить ее в целости. Она обязалась уравнять своих христианских подданных в правах с мусульманами. Румыния и Сербия, находившиеся под исключительным покровительством России, должны были впредь состоять под общим покровительством всех великих держав.

Крымская война, столь дорого обошедшаяся русскому народу, тем не менее осталась важной страницей в истории России. После нее новый царь Александр II вынужден был начать многие важные реформы, продвигавшие страну к ускорению ее политического, экономического, правового развития.

Великие реформы 60-80-х гг. XIX в.

Передовая общественная мысль России требовала ликвидации крепостного права еще в конце XVIII века. В первой половине XIX в. само правительство осознало, что крепостное право – зло, и пыталось найти пути решения крепостного вопроса. Но отменили крепостное право лишь в 1861 г.

Император Александр II не был человеком либеральных убеждений. Однако здравый ум, способность быстро оценивать ситуацию, видеть главное, сыграли свою роль. Поворот, по своим последствиям сопоставимый с европейскими буржуазными революциями, совершился сверху, по инициативе и при решающей роли государственной власти.

 

Отмена крепостного права.

Каково же положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века, т.е. накануне коренных преобразований? Основой сельского хозяйства являлась феодальная собственность на землю. Монопольное право владения землей принадлежало лишь дворянству, крестьяне находились в личной зависимости от феодала. Главный признак крепостного права – прикрепление («крепость») крестьян к земле, чтобы гарантировать рабочие руки феодалу либо натуральные или денежные оброки в его пользу. Тип зависимости, выражаемый понятием крепостничество, утверждался на Руси постепенно (примерно с XI века). До конца XVI века крепостная форма эксплуатации (наиболее полная форма феодальной зависимости) охватывала лишь отдельные категории сельского населения. Завершающим этапом на этом пути стала вторая половина XVIII в. Крепостное право в России просуществовало значительно дольше, чем в любой европейской стране и приняло такие жестокие формы, что оно практически не отличалось от рабства.

Центром всей экономической жизни в деревне было помещичье имение. Земля, принадлежащая помещику, подразделялась на две части: барскую запашку, которая обрабатывалась крепостными, и крестьянскую, находящуюся в пользовании крестьян. Соотношение частей определялось хозяйственными соображениями помещика. В свою очередь крестьянская земля состояла из надела (пахотная земля, выгонная, сенокосная) и усадьбы.

Крестьяне России делились на три основные группы: помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи составляли основную массу крестьянства. К середине XIX века их было 23 млн. человек обоего пола. Они разделялись на 2 подгруппы: собственно крестьяне, занимавшиеся сельским хозяйством на помещичьей земле, и дворовые, лишенные всяких средств производства и удовлетворявшие личные потребности помещика. Формами эксплуатации помещичьих крестьян были барщина и оброк. Нередко они переплетались между собой (смешанная повинность). В более тяжелом положении находились барщинные крестьяне, которые были сосредоточены в наиболее плодородных губерниях, так как барщина составляла 3-4 дня в неделю, а в отдельных случаях и больше. Барщина не освобождала крестьян от оброка (как денежного, так и натурального). Несколько лучше было положение оброчных крестьян, но и здесь размеры оброка непрерывно увеличивались. Крепостных крестьян помещик имел право продать или купить как с землей, так и без земли. Это была настоящая работорговля. Помещик был волен вершить над ними суд и определять наказание по своему усмотрению, переселять крестьян с одного места на другое, переводить в дворовые, лишив их земли.

Государственные крестьяне как юридически оформленное сословие возникло в начале XVIII века, в их состав вошли черносошные крестьяне, уральские, сибирские крестьяне (пашенные люди), жившие по окраинам пушкари, засечные сторожа, монастырские крестьяне после секуляризации церковного землевладения. Государственные крестьяне также были прикреплены к земле, но в данном случае земля была не личной, а государственной формой феодальной собственности, и крестьяне платили феодальную ренту не помещику, а государству. Государственные крестьяне составляли примерно 19 млн. человек обоего пола. По формам повинностей преобладали оброчные, но были и барщинные. Их положение было несколько лучше помещичьих, но они также были бесправны перед своим хозяином –государством.

Наконец, третья группа – удельные крестьяне, они являлись собственностью императорской фамилии (ранее именовались дворцовыми). Их количество было где-то около 2 млн. человек обоего пола. Все удельные крестьяне платили оброк в пользу царской фамилии, а также подушные подати и различные дополнительные сборы в пользу государства.

Передовая общественная мысль России требовала ликвидации крепостного права еще в конце XVIII века. В первой половине XIX в. само правительство осознало, что крепостное право – зло, и пыталось найти пути решения крепостного вопроса. Но отменили крепостное право лишь в 1861 г.

Император Александр II не был человеком либеральных убеждений. Однако здравый ум, способность быстро оценивать ситуацию, видеть главное, сыграли свою роль. Поворот, по своим последствиям сопоставимый с европейскими буржуазными революциями, совершился сверху, по инициативе и при решающей роли государственной власти.

Необходимо выделить глубинные причины, вынудившие монархию пойти на отмену крепостного права. Прежде всего, в связи с поражением в Крымской войне пришло понимание правящими кругами России, того, что крепостное право – главная причина военно-технической отсталости страны. Осознание угрозы для России быть отброшенной в ранг второстепенных держав, необходимость восстановить утраченный престиж на международной арене вынуждали Александра II встать на путь неотложных реформ.

Другая причина (экономическая) – нарастание кризиса крепостной системы. В основе его было неразрешимое противоречие. Большинство помещичьих хозяйств, втягиваясь в товарные отношения, не могли производить достаточное количество продуктов на продажу. Интенсивные пути расширения производства зерна, расширение посевных площадей были закрыты. Крестьянский пахотный клин сокращался. Это подрывало главный источник благополучия помещика - крестьянина-работника. А на пути интенсификации сельскохозяйственного производства, повышения производительности труда, встала система принудительного, крайне неэффективного крепостного труда. Именно этот конфликт лежит в основе кризиса крепостнической системы, а вовсе не ставший вдруг невыгодным барщинный принудительный труд. Бесплатный принудительный труд, расточительный для общества в целом, всегда выгоден тому, кто пожинает его плоды. Необходимо учесть, что симптомы несостоятельности существующей системы хозяйствования грозно заявили о себе в сфере особенно чувствительной для правительства, а именно в финансах, постоянно растущим дефицитом государственного бюджета.

И, наконец, вторая половина 50-х годов ХIХ века в социальной сфере характеризовалась усилением крестьянского протеста против крепостного права и ростом революционных настроений среди интеллигенции. Правящие круги, опасаясь угрозы превращения разрозненных крестьянских бунтов во «вторую пугачевщину», чувствовали необходимость провести преобразования, которые могли бы упрочить их положение. В 1856 году Александр II в речи, произнесенной перед представителями московского дворянства, заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу. Советская историческая школа (в частности академика М.В. Нечкиной) абсолютизировала фактор крестьянских выступлений, полагая, что реформы 60-70-х годов – результат исключительно классовой борьбы, что реформы были вырваны у режима под натиском интеллигенции и крестьян. Как бы не были важны вышеназванные факторы, сегодня большинство историков считает, что реформы и, прежде всего, отмена крепостного права, были длительным и сложным процессом, который нельзя свести лишь к ответной реакции на революционную ситуацию, на давление снизу.

Осознание правительством и Александром II кризиса николаевского внутриполитического курса также стало предпосылкой реформ. Цензурный террор, когда подвергались взысканиям даже вполне умеренные, благонадежные издания газет и журналов, карательные меры против просвещения, тотальный полицейский надзор над всей духовной жизнью общества стали постепенно смягчаться. Было снято множество запретов, суровых ограничений во всех сферах. Гласность – это то слово-понятие, слово-символ, которое характеризует 1856 год, первый год царствования Александра II. В стране оформляется либерально-оппозиционное движение среди дворянства, которое осознало необходимость проведения социальных и политических преобразований в стране. На рассмотрение Александру II было подано множество проектов, записок, где обосновывалась необходимость отмены крепостного права, реформ органов управления, суда и т.д. В 50-е гг. XIX века сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской общественной мысли: А.И. Герцен и Н.П. Огарев в Лондоне (газета «Колокол») и Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов в Петербурге (журнал «Современник»). Т.о., подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественного подъема.

Подготовка крестьянской реформы. Для начала Александр II дает поручение Министерству внутренних дел изучить возможные пути решения крестьянского вопроса. 3 января 1857 года он создает Секретный комитет по крестьянскому делу для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Правительство опасалось официально произнести слово освобождение, поэтому подготовка реформы еще являлась секретом для общества. Комитет находился в непосредственном ведении царя и состоял из виднейших сановников, ярых крепостников. Это были А.Ф. Орлов, В.Ф. Адлерберг, Д.Н. Блудов, П.П. Гагарин и др. Они выдвинулись в николаевское время. Комитет действовал нерешительно, но логика событий заставила правительство активизироваться.

Рескрипт (письменный ответ) царя виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову 20 ноября 1857 года явился первой правительственной программой крестьянской реформы. Он был дополнен «Отношением» от министра внутренних дел к высочайшему рескрипту. В этих документах излагались мысли о реформе помещичьей деревни. Заявлялось об уничтожении крепостной зависимости крестьян, но не сразу, а постепенно, через установление переходного состояния на срок от 8 до 12 лет. В этот период крестьянская земля объявлялась собственностью помещика. Вотчинные права помещиков сохранялись. Однако крестьяне пользовались землей за отбывание ими барщины или оброка.

С момента опубликования рескрипта подготовка реформы была легализирована. В феврале 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Отношение самих помещиков к готовящейся реформе было различным. Большинство выступило против реформы, за сохранение в неизменном виде крепостных порядков. Остальная часть помещиков соглашалась на реформу, но на различных условиях. Одни отстаивали вариант освобождения без земли и за выкуп личной свободы крестьянина. Таких помещиков называли вошедшим в обиход словечком «реаки» – сокращение слова реакционеры. Другие, хозяйство которых было сильно втянуто в рыночные отношения, выступали за более либеральный ее вариант – освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом (их называли эмансипаторами).

Александр II настойчиво добивался, чтобы дворянство выступило с инициативой освобождения крестьян. При этом император руководствовался не только стремлением показать крестьянам благородство их владельцев. Он считал, что будет лучше, если непопулярное для массы помещиков предложение будет исходить от них самих. Добровольность под нажимом была проявлена губернаторами 46 губерний России, которым были разосланы рескрипты царя, в которых губернаторам предписывалось составить из представителей помещиков губернские комитеты для подготовки местных проектов реформирования деревень.

Губернские комитеты были явлением новым, необычным явлением для учреждений тогдашней России. Формировались они следующим образом: на уездных дворянских собраниях избирались по три представителя от уезда. Кроме избранных членов в комитеты входили два члена от правительства, т.е. назначенные властями. Председательствовал в комитете губернский предводитель дворянства. Для выработки положений комитетам определялся полугодовой срок. Было открыто 46 губернских комитетов. Как и следовало ожидать, их состав был неоднородным. Вместе заседали в одном комитете и ярые консерваторы, и либералы. Первые, как правило, образовывали большинство, а вторые – меньшинство.

К началу 1859 г. в губернских комитетах завершилась работа по составлению проектов. В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления единого законодательного акта об освобождении крестьян. Одной комиссии предстояло подготовить проект «Общего положения» для всех губерний. Другой – «Местные положения» (о поземельном устройстве крестьян применительно к разным регионам). Фактически эти комиссии слились в одну под общим названием Редакционные комиссии.

Это учреждение было нетрадиционным в системе абсолютной монархии, не зависимым даже от высших чиновников и государственного аппарата. Оно подчинялось лишь царю. Возглавил Комиссии генерал-адъютант Я.И. Ростовцев. Военный по роду деятельности он все же смог глубоко овладеть сутью крестьянской проблемы. Ростовцев в довольно короткий срок претерпел превращение из осторожного консерватора в ревностного прогрессиста и отчаянного эмансипатора. Это объясняют тем, что его потрясла просьба умирающего сына принять деятельное участие в освобождении крестьян. Но разумеется, здесь имела место совокупность факторов.

Ростовцев сформировал команду Редакционных комиссий: 17 человек – представители от министерств и ведомств и 21 – эксперты из сведущих людей. В целом он обеспечил реформаторское большинство для конструктивной работы, хотя в члены-эксперты попали и такие «крепостнические зубры», как Ф.И. Паскевич-Эриванский, П.П. Шувалов, А.Д. Желтухин. В составе Комиссий были видные ученые: ректор Киевского университета Н.Х. Бунге, ученый и путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский, крупные чиновники С.М. Жуковский, Н.А. Милютин, А.К. Гирс, В.А. Черкасский, Ю.Ф. Самарин и др. Лидером Комиссий по общему признанию был Н.А. Милютин, один из наиболее крупных государственных деятелей России периода буржуазных реформ. Все они обладали компетентностью, профессиональным подходом к сути предстоящей им работы, широким кругозором. Такую группу ярких личностей русское общество смогло выдвинуть в переломный момент истории страны, что особенно важно.

За год и семь месяцев существования Комиссии работали очень интенсивно. Было проведено 405 заседаний общего присутствия, в то время как Секретный и Главный комитеты за 1857 – 1858 годы заседали только 39 раз. К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был Редакционными комиссиями в целом подготовлен. Основные его положения: в социально-политической сфере реформа сводилась к полной отмене крепостного права, наделению крестьян гражданскими правами и ликвидации вотчинной власти помещика, введению крестьянского общественного самоуправления на базе привычной сельской общины. В экономической области предлагалось сохранить за крестьянами усадебное устройство в рамках существующих размеров, передать в пользование крестьянам наделы с перспективой их выкупа, признав исключительность случаев отрезки от крестьянских наделов. За это крестьяне в переходный период (когда крестьяне уже не крепостные, но земля еще помещичья, не выкупленная) должны были нести определенные повинности, увеличить размер которых помещик уже не мог.

Теперь предстояло согласовать выработанный проект с губернскими дворянскими комитетами. Губернские комитеты избирали представителей для защиты своих проектов. Они должны были дать свои письменные отзывы на труды Комиссий. После этого начались заседания Редакционных комиссий для объяснений с авторами отзывов. Например, с депутатами первого призыва они шли целый месяц и имели характер очень острых столкновений.

Но Александр II по всем спорным вопросам, имеющим программный характер, утвердил мнение меньшинства, голосовавшего за проект Редакционных комиссий. Уступки большинству касались принятия предложения крупного землевладельца князя П.П. Гагарина о праве помещика предоставлять крестьянам (по соглашению с ним) немедленно в собственность и бесплатно (в дар) четверть надела, прекратив с ним всякие отношения. Впоследствии этот надел крестьяне назвали «сиротским». Кроме того, Государственный совет добился дальнейшего понижения норм надела в черноземной полосе, где земля была особенно ценна. 19 февраля 1861 года «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день царь подписал и Манифест к народу. Реформа вступала в действие.

Уже в июне 1861 года на местах начали действовать 1714 мировых посредника. Они назначались губернатором из дворян, но не были подчинены их корпоративной организации – дворянскому собранию. Они считались независимыми проводниками реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами. Они осуществляли и надзор над сельским самоуправлением, а также выполняли судебные функции по некоторым гражданским и уголовным делам. В мировые посредники первого созыва пошли многие либерально настроенные дворяне. Некоторые из них оставляли учебу в столичных университетах и воспринимали свою миссию как служение народу. Своей деятельностью они помогли сдержать помещичье своеволие в самый напряженный момент классового противостояния в деревне. Недаром масса помещиков видела в них узурпаторов своих прав, нередко ходатайствовала об отстранении наиболее ненавистных из них, предпринимала попытки на уровне правительства ликвидировать этот институт.

Итак, 19 февраля 1861 года по Манифесту крестьяне сразу обретали личную свободу. Бывшие крепостные получали статус свободных сельских обывателей. С этих пор на них распространялись общие положения гражданских законов. Имущественно бесправный крепостной получил право приобретать на свое имя собственность. Вводилось выборное крестьянское самоуправление, сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, давать разрешение на прием или увольнение из общины.

Если крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 года) обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Правда, несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, холстом и пр.). До перевода крестьян на выкуп они находились на временнообязанном положении, т.е. были обязаны за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину и оброк. Закон не определял срок этого положения, и он растянулся на целых 20 лет. В 1881 году временнообязанные крестьяне (их было еще 15 %) были переведены на обязательный выкуп.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела и повинностей) фиксировались в «уставных грамотах», которые имели силу юридического акта. Их составляли мировые посредники совместно с помещиками, а крестьяне подписями удостоверяли свое согласие на эти условия. Правительство поощряло добровольные соглашения между бывшими крепостными и помещиками. Если соглашения достигнуть не удавалось, то посредник вводил в действие установленные законом нормы без их согласия. Более половины грамот не были подписаны крестьянами.

Важное место в реформе 1861 года занимал земельный вопрос. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

Право на надел получали все крестьяне, пользовавшиеся землей и приписанные по ревизии к данному селению, а также дворовые. «Положение» указывало, что размер надела устанавливается по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Если такое соглашение не могло состояться, размер надела определялся законодательно. Вся территория европейской России была разделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную. В первых двух устанавливались высшая и низшая норма (треть от высшей). В степной – единая норма. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превысил высшую норму и прирезку, если не достигал низшей. В результате этих отрезков крестьяне потеряли 1/5 часть своих земель, а в черноземных губерниях до 30-40%. Добавим, что обычно отрезались наиболее ценные для крестьян угодья.

Выкуп – заключительный акт процесса. Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Из категории временнообязанных они переходили в разряд крестьян-собственников. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали всю выкупную сумму. Выкупная сумма должна была быть такого размера, чтобы помещик, положив ее в банк, получал в виде процента доход, равный сумме ежегодного оброка, выплачиваемого крестьянами.

Разумеется, крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Дело выкупа взяло на себя государство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы (другую часть удержала с помещиков в счет погашения их долгов казне), а затем уже взыскивала ее в виде выкупных платежей с крестьян. Крестьяне должны были платить казне ежегодно по 6% от всей суммы выкупа, причитающейся их бывшему владельцу. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет. Погашение крестьянами выкупных платежей производилось сельскими обществами (общинами) на основе принципа круговой поруки. До 1907 г., когда выкупные платежи с крестьян были отменены, крестьяне уплатили свыше 1540 млн. руб., т.е. в 1,5 раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы и все еще оставались должны казне. Таким образом, казна не субсидировала выкупную операцию, правительство получало больше того, что требовалось для покрытия процентов и основного капитала. Однако при всей тяжести и разорительности выкупа платежи по нему были ниже оброчных. Из двух зол (помещики и государство) предпочтительнее в данном случае была казна (государство), т.к. в год крестьяне должны платили выкупных платежей на 20% меньше, чем оброка.

Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 года, обманувших надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной – летом 1861 года. С точки зрения крестьян требование выкупных платежей за надельную землю было вопиющей несправедливостью. Русские крестьяне, как известно, полностью отвергали правительственную трактовку земельной собственности. По их понятиям, предъявлять претензии на владение пахотной землей столь же абсурдно, как претендовать на владение солнечным светом или Волгой. Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, но является собственностью Бога, царя, т.е. ничьей. Исходя из этого, пахотная земля принадлежала крепостным крестьянам, которые ее обрабатывали, несмотря на то, что сами они принадлежали помещику. Они говорили помещикам: «Мы ваши, а земля наша».

Крестьяне считали обнародованные законы поддельными документами, которые составили помещики и чиновники с целью скрыть настоящую волю. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских волнений, более половины которых были усмирены с применением военной силы.

В 1863 году была завершена аграрная реформа в удельной деревне. Поземельное устройство государственных крестьян было определено законом 1866 г. Условия реформы были более благоприятными, нежели у помещичьих крестьян: наделы удельных крестьян оказались в полтора, а государственных в два раза выше, несколько меньше были и выкупные платежи.

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформ 1861 г., значение ее для дальнейшего экономического и социального развития страны было велико. Реформа явилась гранью, отделявшей феодальную эпоху от капиталистической.

 

Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ: в области местного самоуправления, суда, образования, в военном деле. Со стороны самодержавия они были уступками капиталистическому развитию и в то же время стимулировали это развитие, но вместе с тем, в конечном счете, укрепляли и позиции самодержавия путем приспособления его к новым социально-экономическим процессам. В итоге реформы 60 – 70-х годов XIX века были первым и весьма значительным шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Одна из таких реформ нашла свое отражение в изданном 1 января 1864 года «Положении о губернских и уездных земских учреждениях». После отмены крепостного права остро встал вопрос децентрализации власти: крестьянская реформа поставила население России в новые условия, которые требовали преобразования местного управления.

Земской реформе в правящих кругах империи придавали исключительно важное значение. Вот что писал о ней глава II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии М.А. Корф: «Цель этой реформы, конечно не та только, чтобы на место одних присутственных мест учредить другие, хотя бы и в лучшем и правильном составе; сущность её, напротив, – в изменении самых коренных условий нашей системы управления, в разрушении её старых основ и построении её на начале почти совершенно ей до сих пор чуждом – децентрализации и самоуправления».

Земства утверждались как всесословные выборные органы местного самоуправления, вводимые на уровне губерний и уездов. Земские учреждения избирались на трехлетний срок по буржуазному принципу имущественного ценза. Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Первая курия уездных землевладельцев (преимущественно помещики – дворяне, а также богатые крестьяне – землевладельцы), вторая курия городских избирателей (главным образом городская торговая и промышленная буржуазия), третья – крестьянская, состоящая из представителей сельских обществ. Выборы по первым двум куриям были прямыми, по третьей – многоступенчатыми: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а последние – депутатов в уездное земство. Депутаты земских собраний назывались гласными (имеющими право голоса). Выборы гласных в губернские земские собрания проходили на уездных земских собраниях.

В уездах и губерниях земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – собрания гласных – созывались на сессии один раз в год, они избирали исполнительные органы – земские управы, состоящие из председателя и нескольких членов. Гласные земских собраний никакого вознаграждения не получали, члены же земских управ, которые действовали на постоянной основе, за свою службу имели определенное жалованье. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства.

Земские гласные были равноправны. Таким образом, в одном земском собрании или управе порой могли оказаться и крестьянин, и князь, имея по закону равные правовые возможности определять функционирование земств. Это способствовало изживанию крепостнических убеждений и настроений, производя своеобразную «революцию» в мировоззрении россиян.

На службе в земских учреждениях по найму содержались земские врачи, учителя, статистики, страховые агенты и прочие служащие, имевшие профессиональную подготовку. Они составляли так называемый «третий элемент» в земстве (первым считались гласные земских собраний, вторым – члены земских управ). К началу ХХ в. общая численность служащих по найму в земстве составляла около 85 тыс. человек.

Земства были лишены каких бы то ни было политических функций и сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, благотворительных заведений, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, содержание местных тюрем. Однако и в пределах этой компетенции земства находились под контролем