Библиографический список

Китай

В Китайской Народной Республике (КНР) сложился мощный водохозяйственный комплекс. До 1995 г. было построено свыше 80 тыс. водохранилищ, в том числе 374 крупномасштабных. Общая емкость всех водохранилищ составляет 17% всего речного стока. Было построено 30 тыс. шлюзов, 240 тыс. км противопаводковых дамб. Только на берегах Хуанхэ построено свыше 5 тыс. км дамб. Однако при обваловании процесс осадконакопления в русле убыстряется, глубина реки уменьшается и ее пропускная способность снижается. Это требует нового наращивания дамб и валов, в результате многовековой практики в нижнем течении река становится выше окружающей местности на 6-7 м, а валы прорываются в среднем один раз в 2,5 года. Выход заключается в использовании практически всех крупных водохранилищ в противопаводковых целях, но и не только в этом*(200). Река Янцзы также является источником разрушительных наводнений с 1870 г. За последние полвека уничтожение лесов, осушение и заиление озер, интенсивная эрозия, сужение русла реки вывели речную экосистему из равновесия и привели к разрушительному наводнению 1998 г., отмеченному рекордным подъемом воды. Человеческие жертвы и огромный хозяйственный ущерб заставили государство перейти к крупномасштабным программам восстановления лесов и озер как гибких естественных регуляторов стока. Причина начавшейся реабилитации природной среды Китая кроется в "бессилии" плотин и прочих искусственных сооружений*(201).

Между тем, состояние поверхностных вод оставляет желать лучшего, так как в 90-е гг. ХХ в. 80% промышленных сточных вод сбрасывались в водные объекты без обработки. Кроме того, страна не богата водными ресурсами, но их расходование расточительно. Даже известная своими наводнениями река Хуанхэ имеет в ряде участков тенденцию превращения в сезонный водоток. В условиях государственного планирования водное хозяйство недофинансировалось, а вода была даровым или очень дешевым благом*(202).

КНР стала проводить интенсивную экологическую политику только с конца 70-х гг. Выразилось это, прежде всего, в развитии экологического законодательства, но интересны также нормы Конституции КНР об ответственности государства и его органов за состояние окружающей среды, за обеспечение и защиту экологических прав граждан и положения, иллюстрирующие экологическую функцию социалистического государства.

В 1979 г. был принят Закон КНР об охране окружающей среды, затем в его развитие были приняты законы по отдельным видам природных ресурсов: Об охране окружающей среды морей и океанов (1982 г.); О предотвращении загрязнения водной среды (1985 г.); О предотвращении загрязнения атмосферы (1987 г.); О степях КНР (1987 г.); Об охране диких животных и растений (1988 г.). В КНР используется и правовая форма кодексов: Водный кодекс 1988 г. и Лесной кодекс 1979 г. В 2002 г. принят закон О системе оценки влияния на окружающую среду.

В КНР первые акты экологического права были малоэффективны, а само законодательство отличалось ограниченностью. Достаточно сложной является распространенная в Китае ситуация, при которой законы по борьбе с загрязнением принимаются на общегосударственном уровне, а их выполнение возложено на местные власти, отвечающие и за промышленное развитие. Затем в КНР происходит ужесточение и уточнение требований законодательства (более строгий экологический контроль, уточнение юридической ответственности, совершенствование управления). В КНР действует Министерство городского и сельского строительства и охраны окружающей среды, включая и водную среду. В то же время определенные экологические функции есть и у Министерства металлургической промышленности, под контролем которого находятся многие виды загрязнения окружающей среды. По статистическим данным, увеличение числа металлургических предприятий и рост выпуска их продукции сочетается со снижением некоторых сбросов от металлургического производства. Тем не менее, металлургическая промышленность как источник загрязнения представляется серьезным предметом для беспокойства*(203).

За разросшееся водное хозяйство отвечает образованное в 1993 г. Министерство водного хозяйства. В его ведении находятся составление и реализация программ водопользования, вопросы комплексного использования водных ресурсов, сельскохозяйственное орошение, управление источниками водоснабжения, борьба с паводками и эрозией почвы. Подобная централизованная система управления водными ресурсами характерна отраслевым подходом с элементами ступенчатости: министерству было решено подчинить семь бассейновых водных управлений по рекам Янцзы, Хуанхэ, Хуайхэ, Хайхэ, Чжуцзян, Сунгари и Ляохе, а также озера Тайху. Соответствующие "водные" органы работают при провинциальных, уездных и местных властях.

Согласно решениям Государственного совета КНР, в течение нескольких лет проводилась реформа водного хозяйства. Были внедрены системы подряда и аренды, разрешена продажа малых водохозяйственных объектов крестьянам, был создан ряд водохозяйственных предприятий и акционерных обществ. В результате водное хозяйство повысило свой уровень техники и доходности. Основные доходы водного хозяйства приходятся на водоснабжение, гидроэнергетику, рыбное хозяйство, водохранилища.

Реформа водного хозяйства отразилась на дальнейшем развитии водного законодательства. Головной водный закон - Водный кодекс КНР - неоднократно изменялся. Кроме того, в КНР приняты и действуют законы о предупреждении эрозии почв, о борьбе с паводками и некоторые другие. Принято большое количество административных правил и нормативов, в большинстве городов и уездов страны ввели систему лицензирования на использование воды. В водном законодательстве отразилось введение платности водопользования при формировании цен, включающих в себя себестоимость и налог на прибыль. Согласно "Положению о накоплении и использовании фондов водохозяйственного строительства", опубликованному Государственным Советом в феврале 1997 г., было предписано отчислять 3% от общих фондов центральных и местных правительств на поддержку строительства важных водохозяйственных объектов центрального и местного назначения. Уже в декабре 1997 г. была образована китайская Компания водохозяйственных капиталовложений, которая стала контролировать поступление и использование средств, предназначенных для водного хозяйства*(204).

В 90-е гг. КНР заключила ряд комплексных двусторонних соглашений об охране окружающей среды с соседними государствами (Индия, Монголия, Южная и Северная Корея, Япония). Эти соглашения предусматривали рациональное использование водных ресурсов и охрану водной среды. Граница с Индией проходит по Гималаям, для которых характерно обилие ледников и снежников. Эти важнейшие резервуары пресной воды особенно важны как резерв водного хозяйства Китая, они подлежат занесению китайской стороной в специальный Каталог ледников.