Великобритания

Канада

 

Соседняя с США Канада - мировой лидер по числу озер: их около 4 млн. Но "страна озер" отличается также густой и полноводной сетью рек. Вместе реки и озера составляли "текучие дороги", по которым шли первопроходцы и золотоискатели. Однако связывающие разные провинции судоходные пути (река Святого Лаврентия, Ниагара и т.д.) замерзают и нуждаются в ледокольной проводке. Судоходство затрудняется также порогами, дающими, однако, уникальные возможности для развития гидроэнергетики. Крупные озера и реки составили целые системы, выходящие к морю (в частности, к Гудзонову заливу).

Канада по площади территории занимает второе место в мире после России, эти государства схожи как по климату, так и по распределению водных ресурсов, а также гидроэнергетическому потенциалу. Отличительной чертой Канады является обилие водных ресурсов, которые в большей части удалены от мест основного водопотребления. При этом на фоне наблюдающегося загрязнения поверхностных и подземных вод сами гидроресурсы страны отличаются дешевизной. По данным на начало 90-х гг., канадское водопотребление превышало европейское в два раза, а стоимость канадской воды составляла 1/4 европейской стоимости. В этих условиях предлагалось повысить цену на водные ресурсы в целях сокращения излишнего водопотребления. К концу ХХ в. водопользование в Канаде стало практически бесплатным, но лицензируемым. Теплоэлектростанции в провинции Альберте не платят ни за забор, ни за сброс воды*(191).

Экономическое развитие Канады привело к отрицательным экологическим последствиям: 25% ее ландшафтов существенно изменились, около 45% водоемов подвержено влиянию кислотных осадков, страдает водная (в том числе и морская) фауна. Загрязнение крупных водоемов влечет за собой осложнение питьевого водоснабжения, в том числе и в мегаполисах.

Хотя Канада - государство англо-американской правовой семьи, в ней существует и развивается водное законодательство. Согласно ирригационному акту 1894 г., все поверхностные воды принадлежали государству, а приоритет водопользования зависел от даты заявки. По закону 1906 г., в случае нехватки воды приоритетными являются (в порядке убывания): питьевое, бытовое, промышленное, сельскохозяйственное пользование. При этом обделенные обладатели лицензии получали компенсацию. Таким образом, произошел переход от права старшинства водопользователей к более разработанному и экологизированному подходу.

Канадское водное законодательство (Закон о воде (1985 г.) и др.) решает общие вопросы управления, использования и охраны водных ресурсов (включая подписание федерально-провинциальных соглашений) наряду с установлением конкретных правовых режимов по отдельным видам вод (внутренние, территориальные, международные и иные акватории). С 60-х гг. ХХ в. в Канаде было подписано около сотни федерально-провинциальных соглашений, посвященных, в частности, качеству воды и его мониторингу*(192). Как и в США, большую роль в природопользовании играют принимающие свои водные законы субъекты федерации - провинции. Именно за счет провинциального бюджета содержатся и эксплуатируются противопаводковые и мелиоративные водохранилища.

В настоящее время поверхностные воды Канады находятся в компетенции федерального Министерства окружающей среды и его подразделений в провинции. В рамках этого министерства функционирует гидрометеослужба, специальный отдел министерства регулирует режим водохранилищ. Вопросы регулирования подземных вод находятся в компетенции Министерства природных ресурсов.

В 1986 г. система сравнительно небольших штрафов за промышленное загрязнение была сменена более жесткими, даже уголовными санкциями (крупный штраф, лишение свободы)*(193). Кроме того, в Канаде практикуется вознаграждение владельцев озерно-болотных угодий за воздержание от осушительных работ и выжигания растительности. Этим канадская практика в данном вопросе отличается от практики США. Многочисленные особо охраняемые территории Канады включают в свой состав как водные объекты (поозерья, фиорды, каньоны, ледники, термальные источники), так и сопряженные с водой участки (дюны, заболоченные леса и т.д.). Нередко они рассматриваются как "королевство" бобров и места обитания других редких видов фауны.

Отдельного внимания заслуживает система Великих озер и реки Святого Лаврентия, по которой проходит оживленный морской глубоководный путь. Еще Договор о пограничных водах 1909 г. предопределил создание Комиссии по пограничным водным ресурсам. Она функционирует до сих пор и располагает солидным штатом сотрудников, финансовым фондом. В целом канадская сторона (федеральные органы, провинции, муниципалитеты, общественные организации) приняла большие усилия по оздоровлению всего бассейна Великих озер. Эта крупнейшая система пресных вод в последние годы стала чище, чем полвека назад. Соглашение 1994 г. по очистке и защите крупных водоемов уже истекло в 2002 г., но правительство Канады инициирует новое соглашение со всеми заинтересованными сторонами и тратит крупные средства на 16 проблемных участков бассейна. Наряду с межгосударственными соглашениями водные отношения в самой Канаде регламентируются договоренностями между федеральным правительством и заинтересованными провинциями*(194).

 

 

Водным ресурсам Великобритании были посвящены законы: О защите и использовании вод (1973 г.), О сбросах загрязняющих веществ в море (1974 г.), О полномочиях местных органов власти в контроле за расходованием воды и сбросами промышленных отходов во внутренние и прибрежные воды (1977 г.), Водный закон (1989 г.)*(195) Позже британское законодательство, например, закон о водных ресурсах (1991 г.) стало обстоятельно регламентировать вопросы лицензирования, контроля, финансовых отношений в водном хозяйстве. Не обойдены вниманием и весьма специфические ситуации с засухой и наводнением. Качество подземных вод Соединенного Королевства достаточно высоко, что предопределено таким направлением экологической политики, как установление водоохранных зон, которые предопределены так называемыми районами чувствительности к нитратам. Этот прием резко ограничивал сброс загрязняющих веществ и был основан не только на национальном законодательстве, но и на директивах ЕЭС*(196).

За полвека управления водными ресурсами Соединенного Королевства произошло немало серьезных перемен, но традицию бассейнового управления сохранили даже при передаче водоснабжения и очистки сточных вод в частные руки. Однако из-за высокой степени приватизации водного хозяйства водопользователи практически не участвуют в управлении, что приводит к ущемлению их интересов и извлечению частными компаниями наибольших прибылей с ущербом для потребителей.

Как островная держава, Великобритания не могла игнорировать необходимость правовой охраны морского взморья. Однако национальные законы "владычицы морей" должны были соответствовать международным конвенциям и обновлялись согласно им. Недаром уже в межвоенный период был принят Закон 1922 г. "О нефти в судоходных водах". Он запрещал умышленный слив нефти в пределах территориальных вод. В связи с принятой Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. был принят новый британский Закон 1955 г. с тем же названием. На этом этапе развития правовой защиты устраивались запретные для слива стойких видов нефти зоны длиной от 50 до 150 миль от берега. Новым этапом была международная Брюссельская конвенция относительно вмешательств в открытое море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. В Соединенном королевстве был принят новый Закон о предотвращении загрязнения нефтью 1971 г. Статьи 12-16 этого Закона посвящены правам английских властей на применение принудительных мер к судну, если оно может загрязнить или уже загрязнило нефтью побережье или прибрежные воды Соединенного Королевства*(197).