Водные объекты в пригородных зонах

 

Водное законодательство не предусматривает специфических черт правового режима водных объектов и их водоохранных зон в границах пригорода. Однако некоторые особенности природопользования устанавливаются в законодательстве о земле и капитальном строительстве.

Пригородные и зеленые зоны имеют для крупных городов большое экологическое значение. Названные зоны должны быть зафиксированы в генпланах городов и комплексных схемах городского планирования.

Законодатель считает пригородные зоны продолжением социальной, природной и хозяйственной территории города. Их главная особенность заключается в том, что градостроительная деятельность и прочее использование территории пригородной зоны осуществляется с учетом интересов населения города. Пригородные зоны используются для сельского хозяйства, рекреации и т.д. Они - резерв для развития города. В то же время сами земли пригородных зон принадлежат к разным категориям земель, в том числе и к землям водного фонда.

Входящие в пригородные зоны зеленые зоны, а вернее, подзоны выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, в них запрещена хозяйственная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду. Зеленые зоны являются, в сущности, природным буфером столицы. Российское право знает еще и лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП). Вокруг Москвы он был установлен в 1930 г., а затем расширен - в 1960-х годах. Он призван сберегать и очищать водные ресурсы естественных и искусственных водотоков и водоемов, хотя тогда еще не было самой категории земель водного фонда.

К сожалению, следует признать, что указанные охранительные режимы зачастую не соблюдаются. Необоснованное промышленное освоение земель, их застройка, вырубка лесов и зеленых насаждений нарушают позитивное воздействие зеленого пояса на среду мегаполисов. Леса вокруг Москвы с 90-х гг. ХХ в. сокращаются, как "шагреневая кожа". Это обусловлено как "коттеджным бумом", так и разрастанием в первые годы ХХI в. подмосковных городов. Между тем, сокращение лесистости зеленых зон вызывает нарушение механизмов самоочищения в пригородных реках, озерах, водохранилищах, каналах. Из-за выгодной торговли лесными участками под застройку в ближнем Подмосковье лесистость упала до 30% (и это при наличии парковых и зеленых зон), а в дальнем Подмосковье достигает 45%. Отвод под строительство и иные хозяйственные нужды прибрежных земель реки Москвы, канала Москва-Волга, озера Сенеж, Истринского, Клязьминского и Учинского водохранилищ привел к угнетению, а в некоторых случаях к гибели ценных природных комплексов Подмосковья*(125). Защитные пояса и зоны вокруг столицы являются предметом спора между Москвой и областью. Было предложено компромиссное решение: передать зеленую зону и защитный пояс в ведение федерального органа - МПР России.

Таким образом, пригородные водные объекты не обрели в установленных еще в советское время зонах и полосах должной защиты. Но современное законодательство подтверждает "пригородные" правовые режимы. Согласно постановлению Правительства Московской области от 27 декабря 1995 г. N 44 "О градостроительном регулировании организации территории центральной части Московской области"*(126), создана зона особого правового режима использования и градостроительного регулирования. В эту специальную зону входят и земли водного фонда.

Важное значение имеет и Закон Московской области от 29 июля 2003 г. N 100/2003-ОЗ "О пригородных зеленых зонах городов Московской области". Небольшой по объему, Закон, тем не менее, содержит достаточно подробные правовые нормы, ограничивающие хозяйственную деятельность на данной местности, устанавливает конкретные запреты для лесопарковой и лесохозяйственной частей пригородной зеленой зоны. В обеих частях запрещаются: размещение любых видов отходов, включая отходы потребления; предоставление земельных участков для садоводства, огородничества, дачного строительства; охота. Кроме того, в лесопарковой части дополнительно запрещаются: рубки главного пользования, разработка месторождений полезных ископаемых, добыча торфа, мойка машин. Следует отметить, что указанные запреты прямо или косвенно влияют на состояние водной среды. При этом сама пригородная зеленая зона находится в составе лесного фонда и, исходя из Закона, не сопряжена прямо с землями водного фонда. Однако природоохранный режим названной зоны позитивно сказывается и на состоянии водных объектов, которые могут находиться как в черте самой зоны, так и рядом с ней.

Далеко не все подмосковные водные объекты находятся на землях водного фонда и имеют соблюдаемый физическими и юридическими лицами режим водоохранных зон. По земельным балансам последних лет, большинство (21 из 39) районов Московской области вообще не имеют категории земель водного фонда. Таков, например, Щелковский район. Но расположенные в нем Медвежьи озера принадлежат к числу единственных уцелевших в ближнем Подмосковье нетронутых водоемов. Система этих озер находится в истоке реки Пехорки (приток Москвы) и имеет большое рыбохозяйствен-ное и рекреационное значение. Однако прямо в водоохранной зоне строят, вопреки протестам общественности, рынок*(127). В нарушение действующего земельного законодательства на практике земли русел и пойм рек (Клязьмы, Учи и др.) не учитываются по данным государственного земельного кадастра как земли водного фонда, а относятся к другим категориям земель (госзапаса, сельхозназначения, поселений и т.д.). Этому способствует то обстоятельство, что подмосковные водоохранные и санитарные зоны, прибрежные защитные полосы не выделяются в натуре.