Тема 7. Рыночные структуры
РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Рыночная структура — некий набор факторов, влияющих на поведение фирм.
Совершенная конкуренция — рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.
График спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию D = MR = МC = AR = Р — условие максимизации прибыли только для фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции.
Кривая предложения конкурентной фирмы — часть кривой краткосрочных предельных издержек конкурентной фирмы, расположенная выше точки min кривой средних переменных издержек.
Цена в условиях совершенной конкуренции — заданная величина (сложившаяся под влиянием S и D) для отдельной фирмы и результат суммарных решений о производстве всех фирм отрасли. Р = MR = МС = AR.
Точка безубыточного равновесия фирмы. Ее находят для определения и прогнозирования критической долгосрочной цены (Ра) и критического объема производства (Qa). (Ра = min АТС — нулевая прибыль).
Точка закрытия фирмы, в которой критически низкая рыночная цена равна средним переменным издержкам, означает, что фирма возмещает только переменные издержки и находится награни закрытия (РВ < min AVC — закрытие фирмы.)
Понятие рыночной структуры. Признаки совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы
Рыночная структура — набор технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм.
Технологические факторы — эффект масштаба, вертикальная интеграция.
Рыночные факторы — отраслевые барьеры, дифференциация продукции, политика государства.
Институциональные факторы — организация и управление фирмой.
Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка — покупателей (psoneo — от греч.) и продавцов (poleo — от греч.) и количества субъектов (mono — один субъект; oligos — несколько; poly — много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.
В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:
1) совершенная (чистая) конкуренция;
2) монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру:
♦ количество фирм в отрасли и их размеры;
♦ количество покупателей;
♦ тип производимой фирмами продукции (однотипная (стандартная) или дифференцированная);
♦ возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм;
♦ тип конкуренции (ценовая или неценовая);
♦ информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.