Тема 7. Рыночные структуры

РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Рыночная структура — некий набор факторов, влияющих на поведение фирм.

Совершенная конкуренция — рынок, где множество фирм про­дают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обла­дает достаточно большой долей рынка, способной влиять на ры­ночную цену товара.

График спроса на продукт конкурентной фирмы представля­ет собой горизонтальную линию D = MR = МC = AR = Р — усло­вие максимизации прибыли только для фирмы, функционирую­щей на рынке совершенной конкуренции.

Кривая предложения конкурентной фирмы — часть кривой крат­косрочных предельных издержек конкурентной фирмы, располо­женная выше точки min кривой средних переменных издержек.

Цена в условиях совершенной конкуренции — заданная ве­личина (сложившаяся под влиянием S и D) для отдельной фирмы и результат суммарных решений о производстве всех фирм от­расли. Р = MR = МС = AR.

Точка безубыточного равновесия фирмы. Ее находят для оп­ределения и прогнозирования критической долгосрочной цены (Ра) и критического объема производства (Qa). (Ра = min АТС — нуле­вая прибыль).

Точка закрытия фирмы, в которой критически низкая ры­ночная цена равна средним переменным издержкам, означает, что фирма возмещает только переменные издержки и находится награни закрытия (РВ < min AVC — закрытие фирмы.)

 

Понятие рыночной структуры. Признаки совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы

 

Рыночная структура — набор технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм.

Технологические факторы — эффект масштаба, вертикаль­ная интеграция.

Рыночные факторы — отраслевые барьеры, дифференциация продукции, политика государства.

Институциональные факторы — организация и управление фирмой.

Виды рыночных структур определяются в зависимости от глав­ных субъектов рынка — покупателей (psoneo — от греч.) и про­давцов (poleo — от греч.) и количества субъектов (mono — один субъект; oligos — несколько; poly — много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.

В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:

1) совершенная (чистая) конкуренция;

2) монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру:

♦ количество фирм в отрасли и их размеры;

♦ количество покупателей;

♦ тип производимой фирмами продукции (однотипная (стан­дартная) или дифференцированная);

♦ возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм;

♦ тип конкуренции (ценовая или неценовая);

♦ информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.