Тема №3. Основные правила ведения бухгалтерской документации. Учетные регистры.

  1. Документы, их значение, классификация.
  2. Требования, предъявляемые к оформлению документов.
  3. Понятие о документообороте, порядок проверки, хранения документов.
  4. Понятие об учетных регистрах, способы исправления ошибок в учетных регистрах.
  1. Документы, их значение, классификация.

Документ – письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения хозяйственных операций или дающее право на их совершение.

Значение документов:

1.Являются источником экономической информации.

2.Имеют юридическое значение, т.к. на их основании разрешаются споры, возникающие между организациями.

3.На основании документов проводится анализ хозяйственной деятельности предприятия в результате, которого выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия.

4.На основании документов проводится документальная ревизия (аудиторская проверка), в которой проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на данном предприятии.

5.На основании документов ведется контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и за работой материально-ответственного лица.

К реквизитам документов относятся: наименование предприятия, № документа, дата, содержание хозяйственной операции, подписи ответственных лиц и др.

Классифицируются документы по следующим признакам:

1.По назначению:

а) распорядительные (документы, в которых содержатся признаки распоряжения руководителя на совершение хозяйственных операций: приказы, распоряжения);

б) оправдательные (исполнительные) – подтверждают факт свершения хозяйственной операции (акты);

в) комбинированные – документы, в которых содержатся признаки распорядительных документов (расходный кассовый ордер);

г) документы бухгалтерского оформления – документы, которые составляются работниками бухгалтерии (справки, расчеты).

2.По месту составления:

а) внутренние – документы составлены внутри данного предприятия (доверенность на получение товаров);

б) внешние – документы составлены вне данного предприятия (счет-фактура, товарно-транспортная накладная).

3.По видам операций:

-товарные, денежные, банковские, расчетные.

Также различают документы:

1.Разовые – в них отражается одна хозяйственная операция (расчетный кассовый ордер).

2.Накопительные – в них отражаются однородные часто повторяющиеся операции (дневной заборный лист, лимитно-заборная карта).