Тема №3. Основные правила ведения бухгалтерской документации. Учетные регистры.
- Документы, их значение, классификация.
- Требования, предъявляемые к оформлению документов.
- Понятие о документообороте, порядок проверки, хранения документов.
- Понятие об учетных регистрах, способы исправления ошибок в учетных регистрах.
- Документы, их значение, классификация.
Документ – письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения хозяйственных операций или дающее право на их совершение.
Значение документов:
1.Являются источником экономической информации.
2.Имеют юридическое значение, т.к. на их основании разрешаются споры, возникающие между организациями.
3.На основании документов проводится анализ хозяйственной деятельности предприятия в результате, которого выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия.
4.На основании документов проводится документальная ревизия (аудиторская проверка), в которой проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на данном предприятии.
5.На основании документов ведется контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и за работой материально-ответственного лица.
К реквизитам документов относятся: наименование предприятия, № документа, дата, содержание хозяйственной операции, подписи ответственных лиц и др.
Классифицируются документы по следующим признакам:
1.По назначению:
а) распорядительные (документы, в которых содержатся признаки распоряжения руководителя на совершение хозяйственных операций: приказы, распоряжения);
б) оправдательные (исполнительные) – подтверждают факт свершения хозяйственной операции (акты);
в) комбинированные – документы, в которых содержатся признаки распорядительных документов (расходный кассовый ордер);
г) документы бухгалтерского оформления – документы, которые составляются работниками бухгалтерии (справки, расчеты).
2.По месту составления:
а) внутренние – документы составлены внутри данного предприятия (доверенность на получение товаров);
б) внешние – документы составлены вне данного предприятия (счет-фактура, товарно-транспортная накладная).
3.По видам операций:
-товарные, денежные, банковские, расчетные.
Также различают документы:
1.Разовые – в них отражается одна хозяйственная операция (расчетный кассовый ордер).
2.Накопительные – в них отражаются однородные часто повторяющиеся операции (дневной заборный лист, лимитно-заборная карта).