Теологическая теория происхождения права

Теории происхождения права

Расовая теория

Представители: Ж. Гобинно (1816-1882), Ф. Ницше (1844-1900).

Содержание: Главный постулат теории в том, что человеческие расы неравны, различаются по уровню физического, умственного и психологического развития. Высшая раса (белая) имеет право на господствующее положение. Государство же является инструментом обеспечения этого господства. В трактовке Ф. Ницше государство является средством насильственного социального процесса, порождающего элитарную расу культурных людей (сверхчеловеков), призванных господствовать над остальными.

 

Представители: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жозеф де Местр.

Содержание: Так же как и теологическая теория происхождения государства, эта теория целиком связывает происхождение права с волей Бога. Основной постулат теории: существование высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права. Теологическая теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом: «Моисей взошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Приняв этот закон, евреи всту­пили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им Божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

Согласно представлениям Фомы Аквинского, на вершине правовой пирамиды которой сто­ит вечный закон — Божественное провидение. Бог создал мир с опре­деленной целью, но строительство мира еще не закончено. Людям недоступен план Творца, но он проявляется во Вселенной по мере ее развития в соответствии с Божьим замыслом. Часть Вечного закона — это Божественный закон, выраженный в Библии. Если человеческий закон противоречит Божественному закону, выраженному в Библии, то он не должен соблюдаться в любом случае.