Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств

Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия

Степень эффективности использования оборотных средств предприятия определяется рядом показателей, основными из которых являются: скорость оборота или коэффициент оборачиваемости; время одного оборота; коэффициент загрузки оборотных средств в обороте.

Коэффициент оборачиваемости - это количество оборотов, которое совершают оборотные средства за определенный период (год, квартал), или показывает объем реализованной продукции на 1 рубль оборотных средств:

,

где – объем реализованной продукции за рассматриваемый период; – средняя сумма оборотных средств за тот же период; - число дней в данном периоде (360, 90, 30); - показатель времени (длительности) оборота, дни.

Показатель времени (длительности) оборота принято называть оборачиваемостью в днях. Этот показатель определяют по формуле:

= ,

где – число дней в данном периоде (360, 90, 30); – коэффициент оборачиваемости.

После подстановки ф-лы (37), формула показателя времени оборота будет иметь вид:

3. Коэффициент загрузки оборотных средств в обороте – сумма оборотных средств, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции:

.

Повышения эффективности использования оборотных средств можно добиться за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств, которая достигается следующими путями:

- на стадии создания производственных запасов - внедрением экономически обоснованных норм запаса; приближением поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих к потребителям; широким использованием прямых длительных связей: расширением складской системы материально-технического снабжения, комплексной механизацией автоматизацией погрузочно-разгрузочных работ на складах; использованием системы поставок точно/вовремя;

- на стадии незавершенного производства - ускорением научно-технического прогресса, что связано с внедрением прогрессивной техники и технологии, особенно малоотходной и безотходной, роботизированных комплексов.

- на стадии обращения - приближением потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствованием системы расчетов, увеличение реализации продукции по прямым связям, тщательной и своевременной комплектации отгружаемой продукции по партиям, ассортименту, отгрузкой в строгом соответствии с заключенными договорами.