Лекция 10: Страхование грузов: терминология, характеристика, условия
Терминология:
· Страхование за счет, кого следует
· Аллелопатия - влияние друг на друга растительных грузов, перевозимых на судне, из за выделения ими газов: углекислого, этилена, эфира, спиртов, альдегидов и других летучих веществ.
· Биржевая стоимость
· Общая и частная авария
· Контрибуционный капитал
· Аварийный взнос
· Аварийная подписка
· Аварийный сертификат
· Морской протест
· Судовой журнал
Характеристика:
- По способам перевозки:
- Генеральные
- Массовые
- Особорежимные
- По способу оформления:
- Стандарт
- На предъявителя
- По способом оплаты:
- До перевозки
- После перевозки
Особенности:
Ограничение свободы выбора страховщика (дискриминация)
- запрет страховать импорт вне страны
- запрет страховать экспорт вне страны
- запрет оговорок о страховании за границей
- запрет на вывоз иностранной валюты за рубеж
Способы противодействия запретам (которые приводят к несоответствию в рисках, несоответствию в условиях, к недострахованию):
· Защитное (вспомогательное) страхование
· Страхование разницы в условиях
· Страхование добавленной стоимости
· Страхование от военных рисков
Существенные условия страхования:
· Предмет страхования – груз – товар, находящийся в процессе перевозки (ТМЦ, основные средства, новые и использованные)
· Страховые риски – 3 основных типа страхового покрытия
o А – «С ответственностью за все риски»
o B– «С ответственностью за частную аварию» (авария – ситуация опасности или приближающейся опасности)
o С – «Без ответственности за повреждения кроме случаев крушения»
общие признаки:
- убытки, расходы и взносы по общей аварии
- все необходимые и целесообразные расходы по спасанию груза.
Различия:
- b и c включают в себя конкретный перечень рисков, подлежащих страхованию (например, пожар, взрыв, посадка на мель, выброс на берег, вулканическое извержение)
- а – все риски, с учетом оговорок (исключений)
ИСКЛЮЧЕНИЯ (по Ллойду их всего 283):
- Оговорка 4: грубый умысел или грубая неосторожность (это используется только в страховании грузов); нормативные потер; несоответстствующая упаковка; внутренне дефекты груза; неплатежеспособность оператора судна; последствия использования любого оружия
- Оговорка 5:немореходность судна, непригодность судна и контейнера.
- Оговорка 6 (можно застраховать за дополнительную плату, но если на место прибытия нет войны): война и военные действия; гражданская война и гражданские беспорядки; захват, арест, задержка с применением силы (за исключением, пиратства); взаимодействие с военным оружием.
- Оговорка 7: действие участников забастовок и локаутов
ОБЩАЯ ТОРГОВАЯ СТОИМОСТЬ – цена, по которой грузы такого рода и свойства могут быть проданы по биржевой цене
Срок страхования зависит от договора страхования (единичные и генеральные соглашения), от пункта назначения, от перегрузок и перевалок. Он может быть продлен в случае девиации при условии оповещения об этом страховщика. Срок страхования распространяется на период временного хранения, погрузки и разгрузки товара.
Тарифные ставки:
Зависят от:
- типа контракта
- характеристик судна
- маршрута и вида груза
- типа страхового покрытия
- квалификации команды
- страхового договора
ОБЩАЯ АВАРИЯ –расходы и убытки, причиненные происшествием морскому предприятию, которые распределяются между всеми участниками.
ПРИЗНАКИ общей аварии:намеренность, разумность, в чрезвычайных условиях, в целях спасения судна, фрахта и груза.
ПРИ ЧАСТНОЙ АВАРИИ убытки падают на владельца поврежденного имущества и не имеют признаков общей аварии.
Лекция 11: Страхование морских судов: классификация и существенные условия
Все, что оснащено двигателем, относится к опасным объектам.
Классификация:
- по назначению
- по материалу постройки
- по роду двигателя (паровые, дизельные)
- по районам плавания
- по роду движения (парусные, винтовые)
- по характеру перевозимых грузов.
Регистр морских судов:
Списки торговых судов с указанием их класса называются регистрами:
- водоизмещение
- регистровая вместимость
- предельная осадка
- правучесть и остойчивость
Мореходность судна:
Мореходность судна. Техническая готовность, снаряженность, укомплектованность, соответствие трюмов и др. помещений перевозимому грузу. В случае невыполнения хотя бы одного из условий судно считается немореходным, что влечет за собой последствия всех участников и страховщика.
Варианты страхового покрытия:
- с ответственностью за гибель и повреждение судна (все риски, за минусом исключений); франшиза 3%
- без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения
- с ответственностью за полную гибель, включая расходы по спасению
исключения из покрытия:
- умысел, грубая небрежность
- немореходность
- ветхость, износ судна и его частей
- перевозка опасных грузов
- ледовая оговорка
- форс-мажор
- потеря фрахта простой
- косвенные убытки.
Срок договора и другие условия:
- срок договора начинается и заканчивается в 24 часа тех числе, которые указаны в договоре. Если судно в момент окончания находится в плавание, терпит бедствие, стоит на приколе в порту, договор считается продленным до момента прибытия в порт назначения
- при страховании на рейс – с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления.
Метод страхования:
- судно целиком
- только корпус, включая машинное отделение (такое страхование используется при высоком износе)
Тарифные ставки:
Зависят от:
- состояния и качества, типа и класса судна
- географии эксплуатации
- района плавания
- квалификации команды
- времени года (при наличии ледовых рисков)
- единичное судно или флот
Урегулирование убытков:
Заявление об убытке; заявление о морском протесте; выписка из судового журнала; аварийный сертификат; диспанша; контрибуционный капитал
Финансовое обеспечение общей аварии; аварийная подписка; аварийный износ; денежный депозит; поручительство; гарантия банка
Процедура урегулирования убытков:
· Техническая, или документальная (установление самого случая, подтверждение его документами [заявление об убытке, заявление о морском протесте, выписка из судового журнала, видео космической аэросъемки] + контрибуционный капитал
o Аварийный комиссар
o Диспашер составляет диспашу, заполняя первый раздел, в котором производится проверка 4 признаков аварии, после чего делается вывод о том, общая или частная авария
· Финансовое обеспечение общей аварии: аварийная подписка, аварийный взнос, денежный депозит, поручительство, гарантия банка
Если авария общая:
1. Расходы по спасению
2. Расходы по очистке (акватории от остатков грузов и т.д.)
3. Сопроводительные расходы (оформление морского протеста, на аварийного комиссара и на диспашера)
Если авария частная, то, соответственно, платит виноватая сторона.
Договор начинается и заканчивается в 24 часа тех чисел, которые указаны в договоре. Если судно в момент окончания находится в плавании, терпит бедствие, стоит на приколе в порту, договор считается продленным до момента прибытия в порт назначения.
При страховании на рейс – с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления.
Страхование ответственности
Все клубы делятся на 2 группы:
1. P&I, большинство. Нужно заплатить, чтобы получить полис.
2. Их около 10. Происходит страховой случай, потом собираются деньги.
Как работают P&I:
1. Вступительный взнос.
2. Предварительный взнос
3. Дополнительный
4. Чрезвычвайный
Виды ответственности:
1. За столкновение в размере 25%
2. Ответственность за потерю жизни, телесные повреждения, болезни или репатриацию
3. Ответственность по
4. Не в результаты столкновения
5. Ответственность в связи с карантином
6. За сохранность перевозимого груза
7. За нарушения и штрафы (прохождение документов)
$1000 за одну брутто-тонну
Лекция 12: Автострахование:
· Автокаско
· Гражданская ответственность
· Несчастный случай (like инвалидность в ДТП)
· Жизнь (???)
· Гарантия первоначальной цены
· Потеря работы
Главная особенность автострахования – большое количество относительно недорогих объектов страхования повышенной степени риска, принадлежащих широкому кругу страхователей.
Участники рынка:
· Страховые компании
· Клиенты
· Страховые посредники
· Нестраховые посредники
· Экспертные организации
· Аварийные комиссары
· Службы эвакуации
· Государственные органы
Оптимальное сочетание между бизнес-функцией, социальной функцией и страхованием.
Андеррайтинг:
1. Данные о возрасте страхователя
2. Водительский стаж
3. Количество допущенных к управлению лиц
4. Технические характеристики ТС
5. Условия содержания ТС
6. Наличие средств защиты
7. Другие
Принцип формирования нетто-тарифа по риску «Ущерб»
Распределение происходит в зависимости от марки и модели. Изменение каждой составляющей среднего убытка, очевидно, делает необходимым изменение тарифов.
Управление риском «Угон»
Каско – наиболее динамичный сегмент рынка с большим объемом.
Управление риском УГОН дет наибольшую отдачу в финансовом плане.
Продукт:
· Риски
· Страховой случай и исключения
· Субъект страхования
· Объект страхования
Риски автокаско:
1. ДТП
2. Злоумышленные действия
3. Повреждения отскочившим предметом
4. Угон
5. Пожар
6. Стихийные бедствия
7. Другие
АВАРИЯ – уничтожение/повреждение ТС в результате ДТП.
ОСАГО, лимит по имущественному ущербу:
· 1 – 120000
· 2+ – 160000 на всех пропорционально
ОСАГО, по нанесению вреда жизни и здоровью:
· 135 – жизнь и здоровье
· 25 – на погребение
ОСАГО действует 1 год только на территории России. Для заключение договора страхования ОСАГО нужно предоставить документы, ее сопровождающие.
1 страховой случай = 1 лимит = даже если виновны 2, то они получают 60 тысяч * 2 = 120 тысяч
Страховой случай = предъявление претензий по случаю