Структурно-функциональные блоки мозга

А.Р.Лурия разработана структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока: I-й блок – блок энергетический, или регуляции уровня активности мозга; II-й блок – блок приема, переработки, хранения экстроцептивной (исходящей из вне) информации; III-й блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Каждая сложная форма сознательной психической деятельности осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.[15]

Первый – энергетический – блок включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления высших психических функций.

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит в регуляции процессов активации, в обеспечении активационного фона, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности. С определенным уровнем активации связаны внимание и сознание. Деятельность первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания (общего и селективного) и сознания в целом.

Кроме активационных функций, первый блок мозга имеет отношение к процессам памяти: запечатлению, хранению переработке и переработке разномодальной информации.

Первый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Лимбические структуры мозга (область гиппокампа, поясной извилины, миндалевидного ядра и др.) участвуют в регуляции эмоциональных состояний, прежде всего, сравнительно элементарных (базальных) эмоций (страха, гнева, удовольствия и др.), а также мотивационных процессов связанных с потребностями организма.

Данный блок воспринимает, перерабатывает различную интроцептивную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Итак, первый блок мозга участвует в любой психической деятельности, прежде всего в процессах внимания, памяти. Регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения информации, исходящей из внешней среды – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетичекую. Корковые зоны данных анализаторных систем расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, сложные формы переработки внешней информации необходимой для осуществления сложных психических функций. Модельно-специфические пути проведения возбуждения имеют иную, чем неспецифические пути, нейронную организацию. Им присуща избирательность в реагировании на определенные типы раздражения.

Все основные анализаторные системы организованы по общему принципу: они состоят из периферического и центрального отделов. Периферические отделы анализаторов осуществляют анализ и дискриминацию стимулов по их физическим параметрам: интенсивности, частоте, длительности и др. Центральные отделы анализируют стимулы и по физическим параметрам, и по сигнальному значению. Центральные отделы анализаторов включают несколько уровней, последний из который есть кора больших полушарий. В целом анализаторы – это аппараты, подготавливающие ответы организма на внешние раздражители.

На каждом уровне анализаторной системы происходит последовательное усложнение процесса переработки информации. Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих особенностей, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В ней выделяют «ядерные зоны» и «периферию». К ядерным зонам относятся первичные и вторичные поля, а к периферии – третичные поля. Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных физических параметров стимулов определенной модальности. Вторичные корковые поля функционально объединяют различные анализаторные зоны, осуществляя синтез раздражителей и принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической деятельности. Третичные поля коры многофункциональны. Они не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями лишь с другими корковыми зонами. Третичные поля коры участвуют в осуществлении сложных видов психической деятельности: символической, речевой, интеллектуальной.

Функции третьего блока обуславливают его ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий и всего поведения в целом.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р.Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной деятельности осуществляются с обязательным участием всех трех блоков мозга. Каждая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, замыслов, которые затем превращаются в программу деятельности с включением образа результата деятельности и представлением о способах ее реализации. Далее в структуру включаются фазы реализации программы с помощью определенных операций. Завершается психическая деятельность фазой сличения полученных результатов с исходным «образом результата».

Структура психической деятельности в соответствии с моделью трёх блоков может быть соотнесена с мозгом следующим образом. В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической деятельности принимает участие преимущественно первый блок мозга. Он обеспечивает оптимальный общий уровень активности мозга и осуществление избирательных селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической деятельности. Стадия формирования целей, программ деятельности связана преимущественно с функционированием третьего блока. Операциональная стадия деятельности осуществляется преимущественно с помощью функционирования второго блока мозга. Последняя стадия контроля и сличения результата деятельности с предполагаемым вновь возвращает нас к работе третьего блока. Поражение одного из трех блоков или его отделов отражается на любой психической деятельности, нарушая реализацию одной из фаз деятельности.