Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход
основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых. Для каждого учащегося типичен тот или иной способ деятельности по овладению иностранным языком.
Обучение в соответствии с этим подходом основывается на положениях:
1 самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей, приемов и задач курса самими обучаемыми;
2 опору на имеющиеся знания учащихся в различных областях;
3 учет социокультурных особенностей учащихся;
4 учет эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
5 целенаправленное формирование учебных умений, соответствующих характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;
6 ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника;
7 использование аутентичных материалов в процессе обучения.
В рамках личностно-ориентированного подхода некоторые зарубежные методисты выступают за автономность (learner autonomy) и полную самостоятельность учащихся (learner independence). Такое понимание связано с преподаванием в условиях языкового окружения или при обучении взрослых на курсах.
Влияние на преподавание иностранных языков проявляется через личностно-ориентированные технологии: кейс-технологию, разноуровневое обучение, проектную технологию, обучение в сотрудничестве.
6. Whole language approach / Gestalt style / Global learning / Holistic approach / Top-down approach
Глобальный подход, гешталът-стилъ, изучение языка «сверху вниз» — с помощью этих терминов с разных сторон описывается подход к обучению, основанный на положении гештальт-психологии, согласно которой поведение человека состоит из неких целостных единиц — «гештальтов».
На основе этой идеи должно строиться и обучение языку. Не следует дробить его на отдельные виды речевой деятельности и вычленять языковые единицы. Изучение языка должно базироваться на материале неразделенных блоков, которые отрабатываются учащимися целиком, «сверху вниз». Например, учащиеся сначала читают текст полностью, а затем переходят к анализу его составляющих. Предпочтение при этом отдается групповой и парной работе, общению.
Глобальный подход предполагает использование учебных программ, ориентированных на процесс обучения целиком. Они называются аналитическими. Программы, разработанные в соответствии с «традиционным» подходом, ориентированы на продукт обучения и называются синтетическими..