Лекция № 8. Контроль в обучении иностранному языку
План:
1. Понятие контроля, его функции и требования к нему
2. Виды, Формы и Объекты контроля
3. Приемы контроля.
4. Тест, преимущества и недостатки. Виды тестов
5. Структура и содержание ЕГЭ
1. Контроль – это компонент учебно-воспитательного процесса, нацеленный на определение уровня знаний, навыков и умений обучаемого, на основе которого формулируется оценка за определенный раздел программы, курса или периода обучении.
Функции контроля:
1. Собственно-проверочная
2. Оценочная
3. Обучающая
4. Управляюще -корректирующая
5. Контрольно-предупредительная
6. Контрольно-диагностическая
7. Контрольно-стимулирующая (мотивирующая)
8. Контрольно-обобщающая
9. Развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая
Требования к контролю:
1. Соответствие условиям обучения
2. Целенаправленность
3. Регулярность или систематичность
4. Соответствие таким принципам как объективность, репрезентативность, адекватность, надёжность, экономичность, простота выявления и оценки результатов.
2. Виды контроля:
1. Текущий контроль (на каждом занятии)
2. Тематический контроль (по теме)
3. Периодический контроля (четверть)
4. Итоговый (в конце года)
5. Самоконтроль – способность обучаемого оценивать и регулировать производимые им действия.
Объектами контроля могут выступать виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Дополнительными объектами контроля являются лексика и грамматика, т.е. языковая компетенция
Формы контроля: 1) Фронтальный (T – Cl), 2) Групповой (T – Gr) , 3) Индивидуальный (T-P)
3. Приемы контроля – это конкретные действия учителя, направленные на контроль сформированности речевых навыков и умений, на определение уровня обученности:
1) Cloze procedure - методика восстановления (дополнения) – учащимся предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные сова, испытуемый вставляет слова, подходящие по смыслу. Используется для оценки читабельности полученного текста (начитанности учащегося), его уровня владения языком.
2) Диктант – вид письменной работы, записывание под диктовку, используется как средство контроля орфографической грамотности.
3) Контроль сформированности рецептивных навыков в чтении и аудировании, используется для проверки понимания услышанного или прочитанного, включает приемы: вопросно-ответную, классифицирование (selection, matching, ranking, etc.), верные – неверные утверждения, конспектирование, перекодирование информации, обсуждение, пересказ ит.д.
4) Контроль в сформирванности продуктивных умений в говорении и письме. Приемы для проверки говорения: вопросно – ответный, устное выступление, приемы драматизации, обсуждение, подробный \ краткий прессказ, устный комментарий. Приемы для проверки письма: заполнение бланков, написание письма в ответ на полученную информацию, письменный комментарий к полученной информации, , диктант, письменное сообщение, редактирование, сочинение, эссе.
5) Различные виды тестов
4. Тест – это система заданий специфической формы, позволяющая оценить структуру и уровень усвоении знаний, умений и навыков (уровень обученности) испытуемых.
Преимущества:
4 Объективность результатов проверки;
5 Возможность автоматизации поверки;
6 Экономия времени
Недостатки:
7 Не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;
8 Возможность погрешности вследствие методики угадывания среди обучаемых.
Виды лингводидактических тестов:
9 По цели применения: тест общих умений (proficiency test), тест успеваемости (achievement test), диагностический тест (diagnostic), тест размещения (placement) дл распределения учащихся по группам, тест определения способности (aptitude)
10 По характеру осуществления контроля: тест текущего и промежуточного контроля успеваемости (progress achievement), тест итогового контроля успеваемости (final achievement).
11 По объекту контроля и контролируемой деятельности: тест лингвистической компетентности, измеряющий усвоение языкового материала (linguistic test / system referenced test), тест коммуникативной компетентности, измеряющий сформированность речевых умений (прагматический) (pragmatic \ performance-referenced test).
12 По направленности тестовых заданий : дискретный (discrete-point test) (только лексика или грамматика) и интегральный – глобальныйintegral/ global test).
13 По формальным признакам (по структуре и способу оформления ответов): избирательный тест (recognition type test) (например, multiple choice test) и тест со свободно конструированным ответом (recall-type test), например cloze test – восстановление деформированного текста, или C-test – разновидность клоуз-теста, когда из текста извлекается вторая половинка каждого второго слова вместо изъятия языковых единиц в целостном виде.
5. ЕГЭ структура:
1. Аудирование
2. Чтение
3. Письмо
4. Говорение
Аудирование – 25 минут.
1. Задание 1: дважды прослушать текст , установить соответствия (верно-неверно)
2. Задание 2: записать недостоящей информации
3. Задание 3: множественный выбор
Чтение – 60 минут.
1. Задание 1: установить соответствие
2. Задание 2: ответы на вопросы
3. Задание 3: множественный выбор
4. Задание 4: заполнение пропусков словами
5. Задание 5: словообразование (заполнение пропусков в тексте)
Письмо – 45 минут.
1. Написание открытки – 15 минут
2. Написание личного письма – 30 минут
Говорение
1. Задание 1: обсудить заданную проблему
2. Зажание 2: составить с экзаменатором диалог на заданную тему – 1-1,5 мин.
3. Задание 3: обсудить 4 варианта (отдыха), найти оптимальный – 4-5 мин.
Лекция № 9 Урок иностранного языка
План:
1. Структура урока. Режимы работы на уроке. Планирование уроков.
2. Классификация и виды уроков
3. Требования к современному уроку
4. Анализ урока
5. Фотография (протокол) урока
6. Конспект урока ИЯ
1.Урок– динамическое явление. Является частью учебного процесса и целым явлением учебного процесса.
То, что являлось целью предыдущего урока, будет средством последующего.
Структура урока:
1. Начало урока (оргмомент, мотивационная установка, речевая зарядка - вопросы учителя по теме урока)
2. Центральная часть (дробная на начальном этапе, целостная – на старшем)
3. Завершение урока (постановка Д/З (записывается в правом верхнем углу чистой доски, обводится в рамочку. Устное задание комментируется, письменное 1-2 предложения проделывается устно), подведение итогов (оценки выставляются устно и комментируется), финальный оргмомент (stand up, the lesson is over. Good bye)).
Режимы работы на уроке:
1. T Cl (фронтальная работа)
2. T
3. P (монологический ответ ученика)
4. Teacher Pupil
5. Teacher P1, P2, P3, Pn… (предложения по цепочке)
6. Class P
7. Teacher – P1 – P2 (Управляемый диалог)
8. (P1 P2) опрос одной парты