Избирательное право. Основные функции и принципы избирательного права

Лекция 11. Представительство и выборы. Средства массовой информации и коммуникации

1. Избирательное право. Основные функции и принципы избирательного права

2. Типы избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь. Референдум

3. Средства массовой информации и коммуникации (СМИ). Виды СМИ.

4. Политическое манипулирование. Избирательное мошенничество

 

Выборы являются основной процедурой, обеспечивающей функционирование демократии.

Выборы – это важнейший механизм функционирования демократии, мирный способ смены правящих элит, перадачи власти от одних индивидов другим посредством выражения волеизъявления народа.

Основными функциями выборов в политической системе общества являются следующие:

- креативная (от англ. create – создавать), или легитимизирующая функция заключается в том, что благодаря выборам формируются представительные и ряд исполнительных органов власти;

- выражение воли избирателей составляет суть функции делегирования народного суверенитета органам власти;

- контрольная функция обеспечивается тем, что периодические выборы позволяют народу контролировать исполнительные органы власти.

Выборы – это сложная процедура, которая строго регулируется специальным избирательным правом. Существуют международные избирательные стандарты, как универсальные, так и региональные, которым должно соответствовать национальное избирательное законодательство. К универсальным источникам международных избирательных стандартов относятся документы, принятые ООН. Самым важным документом универсального действия является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года. Статья 21 этого документа гласит: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Ещё одним важнейшим документом, регламентирующим национальное избирательное законодательство, является Международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году, и вступивший в силу в 1976 году. Участники Пакта - 130 стран, в том числе и Беларусь, которая ратифицировала его ещё в 1973 году. Статья 25 Пакта провозглашает право гражданина «без какой бы то ни было дискриминации … и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей». Пакт обязателен для исполнения всеми странами, принявшими его.

Избирательное право бывает активным и пассивным.

Активное избирательное право означает, что гражданин имеет право избирать и отзывать в соответствии с прописанной законом процедурой своих представителей в законодательных и исполнительных органах власти, а также право участвовать в референдумах.

Пассивное избирательное право гражданина выражается в том, что он может быть избран сам в те или иные органы власти.

Избирательное право той или иной страны является демократическим, если оно удовлетворяет определённым принципам, прописанным в международных универсальных стандартах правового законодательства. Особо выделяются следующие принципы избирательного права.

- Принцип всеобщности избирательного права признаёт право избирать и быть избранными в идеале за всеми членами общества.

- Принцип свободного участия в выборах предоставляет каждому гражданину право участвовать или не участвовать в избирательном процессе.

- Принцип равного избирательного права означает, что у всех граждан должно быть равное количество голосов и равные условия для волеизъявления.

- Принцип тайного голосования обеспечивает избирателю благоприятные условия для его волеизъявления, избавляя от риска гонений за свой выбор.

Эти принципы чётко прописаны в основополагающих международных документах и должны неукоснительно выполняться национальными законодательствами. Однако в реальной политической жизни эти принципы далеко не всегда осуществляются в полном объёме. Рассмотрим лишь некоторые отклонения от перечисленных выше принципов.

В практике многих стран существуют ограничения как активного, так и пассивного избирательного права, девальвирующие принцип всеобщности. Эти ограничения называются цензами. Только после Первой Мировой войны были допущены к избирательному процессу европейские женщины (во Франции – с 1944 года, в Италии – с 1945 года, в Швейцарии – только с 1971 года). После Второй Мировой войны был отменён так называемый имущественный ценз, согласно которому избирать и избираться разрешалось только налогоплательщикам определённой суммы. И поныне в ряде стран (например, в Аргентине) для регистрации кандидата в президенты нужно предъявить доказательство об определённой сумме годового дохода как свидетельство того, что человек хочет стать президентом не для обогащения. Практически во всех странах существует возрастной ценз. В большинстве стран право избирать предоставляется гражданину, начиная с 18 лет. Однако, например, в Швейцарии и Японии активным избирательным правом обладают люди, достигшие 20 лет. Право быть избранным, как правило, предоставляется в более старшем возрасте. Ценз проживания или оседлости применяется в США (1-2 месяца), в Германии (3 мес.), во Франции (6 мес.), в Канаде (12 мес.). Из-за ценза оседлости, например, в США около 6 млн. человек не участвуют в выборах, т.к. живут в трейлерах. Миллионы сезонных рабочих также не участвуют в выборах. В некоторых странах нельзя избираться военнослужащим, священнослужителям и судьям. В Мексике исключаются из списков избирателей наркоманы, а в Голландии – лица, лишённые родительских прав. В Англии и в Индии не участвуют в выборах банкроты, лица, не годные к воинской службе, не платящие местных налогов и не имеющие работу в пределах округа.

Принцип равного избирательного права означает, что избиратель имеет один голос, и голос каждого избирателя равен голосу любого другого избирателя. Однако и этот принцип нарушается уже хотя бы тем, что избирательные округа не равны по численности, что придаёт различный «вес» голосам избирателей. Это нарушение вынужденное, но существуют и намеренные отклонения от этого принципа: В Бангладеш, например, 10 процентов мест в парламенте резервируются за женщинами. В Индии верхняя палата парламента резервирует 1/12 мест для лиц с высшим образованием и ещё 1/12 – для учителей.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ему в выборах, или нет. В англосаксонской правовой системе существует правило: если в выборах участвует хотя бы один избиратель, выборы признаются состоявшимися. Однако в некоторых странах (например, в Австралии, Бельгии, Греции, Венесуэле, Италии) используется принудительное голосование. Активно применяются различные меры морального и материального стимулирования электоральной активности. Так, например, в Италии в документах не участвующего в выборах выставляется надпись «Не голосовал».

Принцип тайного голосования нарушается в штате Колорадо, где на бюллетене для голосования ставится цифра, совпадающая с номером избирателя по списку. В штате Южная Каролина избиратель получает бюллетень только после того, как говорит, за кого будет голосовать. В Великобритании все бюллетени имеют номера. Это делается для того, чтобы исключить вброс сфальсифицированных бюллетеней, однако принцип тайного голосования все же нарушается. В ряде европейских стран допускается голосование по почте (в Швейцарии, Великобритании, Дании) или по доверенности (в Бельгии и Голландии), что также противоречит принципу тайного голосования.

Вообще в мире известно более 50 различных цензов – ограничений избирательного права.