Управленческие технологии

Эффективность деятельности предприятия, его положение на рынке принципиально зависят от стратегии развития, выбора и применения как отдельных стратегических типов управлен­ческих технологий, так и их различных сочетаний. Управленческие технологии — это набор управленческих, средств и методов дости­жения поставленных целей организации, включающий:

- методы и средства сбора и обработки информации;

- приемы эффективного воздействия на работников;

- принципы, законы и закономерности организации и управ­ления;

- системы контроля.

Для фирм и предприятий, различающихся по численности, организационно-правовой форме, организации технологического процесса, могут быть эффективны различные типы управленческих технологий. В зависимости от конкретного набора средств разли­чают несколько основных управленческих технологий:

- управление по целям;

- управление по результатам;

- управление на базе потребностей и интересов;

- управление на базе активизации деятельности персонала;

- управление в исключительных случаях;

- управление путем постоянных проверок и указаний;

- управление на базе «искусственного интеллекта».

Управление по целям применимо для средних и малых предпри­ятий с сильным аналитическим подразделением. Оно бывает прос­тым целевым, программно-целевым и регламентным. При простом целевом управлении руководитель организации определяет только сроки и конечную цель, но не механизм ее достижения. Цель может быть достигнута в любой срок или не достигнута вовсе. Такой спо­соб управления применяется в основном в обществах с ограничен­ной ответственностью, имеющих численность 3—5 человек.

Программно-целевое управление предусматривает определение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Общая цель достигается в предусмотренные сроки. Такой способ управления применяется, как правило, в обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах всех типов. Регламент­ное управление используется на уровне экономики в целом. При этом определяются конечная цель и ограничения по параметрам и ре­сурсам. Причем цель достигается обязательно, но сроки ее дости­жения установить трудно.

Управление по результатам базируется на усилении функции координации и интеграции деятельности всех подразделений. Эта технология эффективна в средних и малых организациях, где не­велико время между принятием решения и его результатом. Для реализации технологии необходимо создание в рамках отделов аналитических групп (2—3 человека) с включением специалистов в области психологии, социологии и экономики, работающих в рамках матричной структуры управления. Задачи группы: анализ текущей информации, проведение опросов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке тактических и стра­тегических решений.

Управление на базе потребностей и интересов основано на сти­мулировании деятельности человека через его потребности и ин­тересы, к которым относятся основные потребности в пище, жилье, отдыхе, поддержании здоровья, социальные потребности в творческом труде, семье, порядке и стабильности, интересы материальные, социальные и эстетические. Данную технологию управления рекомендуется использовать в локальном масштабе (в малых городах, поселках и т. д.), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.

Управление на базе активизации деятельности персонала реа­лизуется путем стимулирования (морального и материального) персонала и мобилизации его интеллектуального потенциала. Основная задача такого рода управления состоит во влиянии на эмоциональное состояние человека. Применяется в организациях самых разнообразных форм.

Управление в исключительных случаях заключается в четком рас­пределении всех управленческих и производственных функций, основной формальный руководитель осуществляет лишь связи с внешней средой. Управление в исключительных случаях приме­няется в организациях, работающих по жестко регламентирован­ной технологии, где предусматривается четкое распределение всех управленческих и производственных функций. Кроме того, эта технология эффективна в организациях с доверительной (функ­циональной) структурой управления, где учредители связаны между собой дружескими или семейными отношениями и где учре­дители или работники могут профессионально выполнять все виды деятельности. Технология реализуется путем наставничества, кол­лективных форм обучения с индивидуальным контролем, перио­дического контроля руководителем или специалистом.

Управление путем постоянных проверок и указаний основано на жестком планировании деятельности подчиненных и постоянном контроле руководителя за текущей деятельностью. Оно предпола­гает линейную структуру управления и применяется в небольших организациях, где авторитет и профессионализм руководителя не­сомненен.

Управление на базе "искусственного интеллекта" реализуется на основе информационных систем с применением современных технических средств. Эти и ряд других типов управления должны реализовываться на базе современных информационных техноло­гий. Главное требование к управлению предприятием в условиях рынка — обеспечение адаптивности (приспособляемости и гиб­кости) экономики предприятия к изменяющимся условиям хо­зяйствования. В рамках одного предприятия (организации) могут использоваться различные управленческие технологии, а также их различные сочетания.

Технология управление на базе искусственного интеллектаоснована на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных в ауре современных информационных компьютерных технологий, над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий. Искусственный интеллект – это система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при разработке и реализации решений.

Данная технология особо эффективна при часто меняющейся номенклатуре выпускаемой продукции, эффективна для любых организаций, имеющих большой объем сложных типовых процедур.

Технология основана на том, что подавляющее большинство отклонений в работе организаций являются штатными, т.е. повторяющимися с известным набором решений по их устранению. Внештатные отклонения обычно возникают на базе штатных, и поэтому набор решений по их устранению может быть получен путем корреляции штатных методов решений с помощью информационной системы.

В рамках данной технологии руководитель:

- выбирает или формирует все составляющие “искусственного интеллекта” для разработки вариантов решений, средств и методов достижения поставленных целей;

- вводит в компьютер исходные данные, требуемые для работы “искусственного интеллекта”;

- анализирует приемлемость предложенных вариантов. Если приемлемых вариантов нет или их мало (1 или 2), корректирует исходные данные, первоначально введенные в компьютер;

- совместно со специалистами выбирает наиболее оптимальный вариант решения;

- по выбранному варианту рассчитывает и согласовывает с конкретными исполнителями средства, методы и время исполнения задания;

- следит за согласованностью выполнения заданий;

- в случае наступления непредвиденных ситуаций, мешающих выполнению задания, с помощью “искусственного интеллекта” разрабатывает варианты корректировок, выбирает наилучшее и координирует процесс выполнения задания. В случае неготовности компьютерной системы обработать данные по новой ситуации руководитель берет управление на себя или поручает это другим исполнителям. Новое решение заносится в базу данных с указанием полученных результатов (положительных или отрицательных).

Технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с информационными системами и предусматривает функциональную структуру управления. В данной структуре функции управления делятся на линейные, включающие административно-командные, и функциональные, включающие технологические, экономические, правовые и др. функции, обязательные для исполнения. Руководители не вмешиваются в дела друг друга. Общий руководитель только координирует действия руководителей подразделений и выполняет ограниченный перечень своих функций. Каждый руководитель замыкает на себя только часть функций, необходимых для выполнения работы конкретным исполнителем.