Лекция 8. Функции для работы со строками. 9 страница
Последние три эпохи, в отличие от первых двух, когда разум еще слеп, характеризовались как эпохи зрячего господства разума.
Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают люди и что в ней, вместе с тем, осуществляется некая объективная логика. В «Философии истории» он рассматривал развитие общества, как диалектическое соотношение прогресса и регресса, которые представляют собой единство и борьбу противоположений. Главным направлением он считал прогресс. Общественная жизнь, по Гегелю, есть один из моментов саморазвития абсолютной идеи, которая в форме человеческого разума осуществляет движение к свободе: «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Каждый народ в своем развитии проходит стадии детства, возмужания и старости, после чего уступает место другому народу – носителю более высокого принципа. Гегель выделил три исторические ступени – три типа общества:
1) восточный мир,
2) античный мир,
3) христианско-германский мир.
Последний он провозгласил вершиной прогресса, т. к. в нём человек, якобы, обладает свободой. «Всё разумное – действительно, всё действительное – разумно». Разные страны в разной мере воплощают сущностные характеристики того или иного типа общества. Феодализм получил классическое воплощение во Франции, а капитализм в Англии.
Сен-Симон различал исторические эпохи по характеру философский воззрений:
1) теологическая;
2) метафизическая;
3) позитивная.
Концепции общественного круговорота опираются на учение итальянского философа Д. Вико, утверждавшего, что каждый народ, развиваясь, проходит три эпохи:
1) божественную;
2) героическую;
3) человеческую.
Эти эпохи аналогичны периодам жизни человека: детству, юности, зрелости, после чего прогресс развития увядает и уступает место новому круговороту. Представителями концепции общественного круговорота были О.Шпенглер, П.Сорокин, А.Тойнби.
Шпенглер в своей книге «Закат Европы» рассматривает движение общества как эволюцию локальных культур, каждая из которых, подобна полевому цветку, зарождается, развивается, достигает расцвета, а затем погибает.
Сорокин сравнивал историю с мелодией, которую оркестр исполняет постоянно, но каждый раз в новой аранжировке. А.Тойнби, английский историк и социолог, в 12-ти томном сочинении «Исследование истории» приходит к выводу, что история общества есть история замкнутых цивилизаций, которые возникали, развивались и исчезали, не оказывая друг на друга существенного влияния, т. е. он рассматривал судьбы цивилизации как абсолютно неповторимые в своей индивидуальности.
3. Глобальные проблемы современности и пути их решения
Этот термин стал употребляться в литературе в конце 60-х гг. 20 века и, в буквальном смысле, он означает пространственно-планетарное измерение данных проблем, в отличие от регионального и локального измерения.
И.Т. Фролов дал следующее определение глобальных проблем:
«Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, выступают как объективный фактор, обуславливающий развитие, как всего мира, так и отдельных регионов и стран, создают угрозу для будущего человечества, если не будут решены, требуют для своего решения международного сотрудничества, усилий всего человечества». В соответствии с этими критериями к числу глобальных проблем относятся следующие проблемы:
1) проблема войны и мира, предотвращения ядерной войны;
2) экологическая проблема;
3) энергетическая;
4) сырьевая;
5) продовольственная;
6) демографическая;
7) проблема мирного освоения космоса и мирового океана;
8) преодоление экономического отставания;
9) проблема человеческого здоровья;
10) проблема НТР.
Все проблемы тесно взаимосвязаны друг с другом, например, продовольственная тесно связана с проблемой мира и разоружения, т.к. если уменьшить гонку вооружений, можно увеличить ассигнования в сельское хозяйство. В центре всех проблем стоит – человек, его жизнь и здоровье. Глобальные проблемы не могут разрешиться сами по себе, а требуют для своего решения сознательного отношения и планово - организованного решения на основе научных теорий. Для этого необходимо:
1) широкое международное сотрудничество на принципах мирного сосуществования;
2) пути решения глобальных проблем должна указать наука (обществознание и естествознание);
3) необходимо новое глобальное, холистическое мышление и новая методология;
4) соединение научных знаний с практическими действиями;
5) планетарная этика;
6) простой, т.е. здоровый образ жизни.
Личность и общество
1. Проблема человека в философии
2. Индивид, индивидуальность, личность
3. Отношение личности и общества
1. Проблема человека в философии
«Человек – это тайна и ее надо разгадывать всю жизнь» (Ф. М. Достоевский).
В древнеиндийском трактате «Ветки персика» говорится, что три источника имеют все влечения человека: ум, душа и тело. Влечение ума порождает уважение, влечение души – дружбу, влечение тела – желание, соединение всех трех влечений порождает любовь, и, прежде всего, любовь характеризует меру человеческого в человеке. В древнеиндийской философии человек рассматривался как часть космоса, производная от бытия, то есть в нравственно-этическом аспекте, а человеческая жизнь рассматривалась как бесконечная цепь перерождений.
В древнекитайской философии человек рассматривался как микрокосм, который соединен с космосом тысячью незримых связей, и они постоянно действуют друг на друга. Человек возникает после того, как изначальный эфир (ци) делится на два противоположных начала: Инь и Ян (свет и тьму). Он призван преодолеть эту «расколотость» мира, т.к. объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное.
А. Лосев: «Человеческое в античности есть телесно-человеческое, а не личностно-человеческое». Сократ сделал проблему субъекта (человека) основной проблемой своей философии и выдвинул лозунг «Познай самого себя», т.е. «познай, кто ты есть и будь им». Его ученикПлатон:«Человек – двуногое существо без перьев (с широкими ногтями)».Аристотель: «Человек – это политическое (общественное) животное». Протагор: «Человек – мера всех вещей».
В средние века проблема человека приобретает некоторую самоценность. Христианство явилось почвой средневекового персонализма. Августин Блаженный говорил, что человек – это разумная душа, существующая независимо от тела. Согласно Фоме Аквинскому, человек – это существо промежуточное: между животными и ангелами.
В эпоху Возрождения высшей ценностью становится человеческая личность и ее свобода. Д.Пико делла Мирандола: «Человек – творец самого себя».
В XVII веке Р. Декарт определял человека как мыслящую вещь (двойной человек). Б. Паскаль: «Человек – это мыслящий тростник». Б. Спиноза: «Человек – это сложная тело во Вселенной, которому соответствует идея, мыслящая саму себя». В XVIII веке существовали две тенденции в понимании сущности человека:
· естественно-научная (Д. Дидро, Ж. О. Ламетри),
· социальная (Гельвеций, Гольбах).
Ж.О. Ламетри: «Человек – это машина, механизм» (трактат «Человек - машина»).
Гельвеций: «Человек личностью не рождается, а становится тем, кто есть в результате воспитания». Б. Франклин: «Человек – это животное, производящее инструменты».Кант: «Человек – существо, предназначенное для общества». Вопрос «что есть человек?», по Канту, сводился к трем вопросам:
1. что я могу знать? (теоретический анализ),
2. что я должен делать? (практический анализ),
3. на что я могу надеяться? (этический уровень исследования духовных свойств, намерений человека, на этом уровне он развивает ответственность и вменяемость).
Поступки человека происходят вследствие осознания своей самости. Личность – индивидуальность особого рода. Фихте: «Человек – это Я порождающее не – Я».
Гегель: «Человек – единство трех начал:
1. субъективный дух;
2. объективный дух;
3. абсолютный дух».
Духовные явления проявляют себя как социальные: во-первых, в индивидуальном развитии, во-вторых, в историческом развитии. В человеке происходит отчуждение природной самости.
Л. Фейербах в своей философии рассматривает живого, конкретного человека. Человек – это телесное, психофизическое существо, неотделимое от природы. Сущность антропологического принципа его философии: человек – высшее существо природы, тело – основа целостности человека. Основа общественных отношений – в природных, физиологических факторах. Природа существует благодаря противоположности Я и Ты, мужского и женского начал.
К. Маркс: «Человек – это совокупность всех общественных отношений».
С. Кьеркегор: «Человек – единство конечного и бесконечного». Ф. Ницше: «Человек – существо промежуточное между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек – человек, способный себя превзойти. Человек – путь, канатная дорога над пропастью, ведущая от животного к сверхчеловеку».
З. Фрейд: рассматривал три основных уровня в структуре личности:
1) бессознательное – Оно (Ид) – самый нижний и самый мощный пласт, находящийся за пределами сознания, где хранятся прошлый опыт, биологические импульсные влечения и страсти, неосознанные эмоции.
2) на фундаменте бессознательного возвышается небольшой этаж предсознательного, это то, с чем человек постоянно имеет дело, – это его Я (Эго).
3) последний этаж – Сверх-Я (Супер-Эго) – это сознательное, находящееся над Я, выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства и культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, религиозные запреты, с которыми человек должен считаться.
Главным стражем Я является Сверх-Я. В ответ на греховные, неосознанные побуждения Сверх-Я терзает Я упреками совести и чувством вины. От Оно берет начало все, что именуется психическим, бессознательным. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, удовольствия, оказывает решающее воздействие на поведение человека, определяет его мысли и чувства, а через них – и действия. Человек – это «машина», движимая относительно постоянным комплексом сексуальной энергии (т.е. либидо).
В XX веке Н. Бердяев, Ж.П. Сартр: «Человек – это существо свободное, творческое». М. Хайдеггер: «Человек – это экзистенция, обителью его экзистенции является язык. Значит, человек – это, прежде всего, язык». Ю. Хабермас: «Человек – это существо интерсубъективное».
2. Индивид, индивидуальность, личность
Индивид – отдельная особь, представитель биологического рода Homo sapiens, единичный, отдельный атом социальной общности, конкретный человек.
Термин индивид употребляется:
1) для обозначения единичного представителя социального целого, определенного общества, класса, группы;
2) для обозначения отдельно взятого представителя человеческого рода.
Понятие «индивид» появилось в средние века, для обозначения чего-то единичного, неделимого, вроде атомов Демокрита. Г. Лейбниц: «Человек – это монада, несводимая к другим». В XVIII веке появилось существительное «индивидуальность».
Индивидуальность акцентирует внимание на особенном, специфическом и своеобразном, что отличает данного, конкретного человека от других людей, это не просто внешний облик, а комплекс его социально значимых качеств. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек обладает не просто набором, а ансамблем различных задатков. Индивидуальность отражает уникальность и своеобразие личности (наследственные особенности, неповторимые условия микросреды, неповторимый личностный опыт).
Человек есть индивидуальность, в силу наличия особенных свойств, человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он не теряет своего лица.
Существует две концепции личности:
1. рассматривает личность как функциональную, ролевую характеристику человека,
2. личность как сущностная характеристика человека.
Личность – это общественно-развитый человек, конкретно исторический тип человека. Формирование личности – это процесс социализации индивида, связанный с развитием самооценки, самосознания, мировоззрения и нравственности.
Слово «личность» происходит от слова «личина» – маска, которую можно надеть и снять. Первоначальное значение понятия «личность» – маска, актер. Другое значение понятия: «личность» – это самостоятельное, отдельное существо. Личность – человек, который «не играет роль», выбранную им, он не является «лицедеем», свою социальную роль он воспринимает всерьез, с ответственностью.
И. Кант утверждал, что для личности характерны самодисциплина, самообладание, способность быть «господином самому себе», независимость, аутентичность: «Единичный субъект мечется туда и сюда, подобно туче комаров, личность же характеризует умение властвовать собой». Формами самопрезентации личности являются дневники, исповеди, письма.
3. Отношение личности и общества
Человек формируется под влиянием совместной деятельности, и, в этом смысле, он является и субъектом, и объектом воздействия социальных сил и отношений. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (К. Маркс).
Связь личности и общества опосредована первичным коллективом: семейным, учебным и трудовым. Через первичный коллектив идет отдача «личного» обществу и достижений общества личности. Коллективы бывают также формальные (официальные) и неформальные (по интересам).
Таким образом, человек – это родовое понятие, единство биологического, психического и социального уровня. Индивид – конкретный единичный человек. Личность – общественный развитый человек. Индивидуальность – отражение уникальности и своеобразия личности.
Американский социолог Рисмен в книге «Одинокая толпа» утверждает, что в XIX веке в США преобладающим типом социального характера была личность «ориентированная изнутри». Стремлениями такого человека могут быть: желание сделать карьеру, честолюбие, религиозный аскетизм и жажда обогащения, но во всех случаях личность, «ориентированная изнутри» характеризуется большей устойчивостью, жизненной силой, целеустремленностью.
В современной Америке и во всем мире, по Рисмену, преобладает другой тип человека – «направленный на других». Человек этого типа не имеет устойчивых жизненных целей и интересов, а стремится к «гармонии» с окружающими, ориентирует поведение на то, чтобы быть похожими на них («социальная мимикрия»). Этот человек – конформист, поскольку настолько поддается внешнему влиянию, что не только окружающие, но и он сам не знает своего подлинного «Я».
Литература
1. Вязовкин В.С., Тузова Т.М. Бытие и мышление: Учеб. пособие. – Мн.: РИВШ, 1999. – 64 с.
2. История философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001. – 792 с.
3. Канке В.А. Основы философии. – М.: Высшая школа, 1999.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. –672 с.
5. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Политиздат, 1991. –624 с.
6. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. В.С. Стёпина. – М.: Мысль, 2001.
7. Первоисточники по философии: http://philosophy.allru.net/pervo.html
8. Сайт «Золотая философия» http://philosophy.allru.net/
9. Стёпин В.С. Теоретическое знание – М.: Прогресс – Традиция, 2003. – 744с.
10. Философия: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1 /Под общей ред. Я.С. Яскевич – Мн.: РИВШ, 2004. – 314 с.
11. Философия: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2 /Под общей ред. Я.С. Яскевич – Мн.: РИВШ, 2005. – 389 с.
12. Философский портал: www.philosophy.ru/filink.html
13. Электронная библиотека по философии: www.filosof.historic.ru/index.shtml
14. Электронная полнотекстовая «Библиотека ИХТИКА»: www.ihtik.lib.ru/lib_ru_philosbook_22dec2006.html
Краткая аннотация лекции.
В лекции рассматриваются библиотечные функции, предназначенные для работы со строками, и особенности их выполнения, приведены примеры использования таких функций при решении задач.
Цель лекции: изучить синтаксис и семантику стандартных функций по работе со строками, научиться использовать в программах функции для работы со строками в языке C++