Респондент

Результативность интервью

Третий этап интервью - завершение опроса

Иногда бывает труднее закончить интервью, чем его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется напряжение. Поэтому в конце интервью должны использоваться "легкие" вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.

В заключение сотрудник отдела кадров может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы.

Вы можете попросить кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это кажется более важным, чем представлялось в ходе разговора.

В заключение можно попросить клиента дать некоторые дополнительные сведения о себе. Необходимо вежливо и убедительно поблагодарить клиента за беседу.

Бывают ситуации, когда по ходу интервью клиент спрашивает мнение сотрудника по обсуждаемым вопросам. В самом ходе интервью на такие вопросы отвечать ни в коем случае нельзя, т.к. это может повлиять на дальнейшие ответы клиента. Однако, если он настаивает, то в конце беседы сотрудник может поделиться своими личными соображениями.

По задачам можно выделить различные редуцированные формы интервью. Так, если интервью проводится при приеме на работу, то оно, как правило, превращается в собеседование, где заранее известны цели респондента и интервьюера, строго ограничены темы и задана форма беседы.

Результативность интервью проявляется в полноте и качестве информации, полученной в ходе его проведения. Результативное интервью характеризуется следующими показателями:

1) интервьюер (сотрудник) получил ответы на все вопросы интервью и уверен в правдивости полученной информации, что позволяет решить стоящие перед ним проблемы;

2) респондент (клиент) получил мотивацию, стимулирующую его к развернутому и правдивому обсуждению проблем, затрагиваемых в интервью, понял необходимость своего участия в интервью, получил желаемую обратную связь и удовлетворение от участия в интервью.

Если какое-либо из перечисленных условий не достигнуто в ходе интервью, то оно не может считаться результативным.

Респондент - это лицо, отвечающее на вопросы анкеты или опрашиваемое в устном интервью. Респондентом (клиентом) является кандидат на вакантную должность в компании или ее сотрудник.

Респондент (клиент) - основной источник информации по интересующему интервьюера (сотрудника) вопросу, поэтому для успешного проведения интервью очень важно, чтобы респондент (клиент) был заинтересован в участии в беседе, давал честные и откровенные ответы, получил удовлетворение от участия в опросе. Для выполнения этих простых требований интервьюер (сотрудник) должен обладать высокими профессиональными навыками как в составлении вопросов, так и в технике проведения самого интервью.

Некоторые технические советы респонденту для грамотного проведения интервью.

1. Респондент (клиент) должен получить такую информацию о целях интервью, которая была бы для него значима или в которой он считал бы себя достаточно компетентным для серьезного обсуждения вопросов.

2. Вопросы должны быть понятны респонденту (клиенту), т.е. сформулированы на доступном для него уровне, с учетом его общей культуры и профессиональных знаний, не должны содержать жаргонных выражений или специальных терминов.

3. Прежде, чем задать респонденту (клиенту) вопрос, важно определить его "рамки соотнесения". Например, вопрос "Каковы доходы вашей семьи, высокие, средние или низкие?" практически никакой информации о доходах не даст (если сравнивать с безработным - доход высокий, если с миллионером - низкий).

4. Вопросы должны быть однозначны. Так, вопрос "Какой отдых Вы предпочитаете?" может быть истолкован респондентом и как то, как он чаще всего отдыхает, и как то, как он хотел бы проводить свой отпуск.

5. Необходимо завершить беседу с респондентом (клиентом) на позитивной ноте, поблагодарить его за потраченное время и ценную информацию, чтобы оставить такое впечатление, которое не помешает ему и в следующем опросе принять участие и проявить заинтересованность.