Метод экспертных оценок

Панель

 

Панель - регулярный сбор данных у одной и той же группы покупателей.

Признаки панели:

· предмет и тема исследования постоянны;

· сбор данных повторяется через равные промежутки времени;

· совокупность объектов исследования (домашние хозяйства, предприятия торговли, производители) постоянна (с рядом оговорок).

В связи с ускоряющимися изменениями на рынке панель как метод исследования используется в последнее время все чаще.

Занимаются этим видом исследований специализированные институты, так как этот метод очень дорог.

Выделяют следующие виды панели (рис. 4, г).

 
 


Виды панели

 
 


Торговая Потребительская Специальные формы

Панель розничной торговли Панель оптовой торговли Индивидуумы Производственные потребители Семьи Панель врачей и др.   … Сервисная панель

 

Рис. 4, г. Классификация панелей

 

Торговая панель заключается в систематическом сборе информации в определенных местах с помощью наблюдения или инвентаризации.

Потребительская панель основывается на методе опроса.

Специальная панель предназначена для изучения специальных, узкопрофильных проблем сбыта. Например, сервисная панель как разновидность специальной - это панель специальных видов исследования потребителей, нуждающихся в различного вида услугах.

Так же, как и в других методах маркетинговых исследований, в панельных есть свои недостатки и преимущества.

Помимо перечисленных методов сбора первичной информации существуют также метод изучения мнения с помощью технических средств и экспертные оценки - это оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами-экспертами.

Предполагает опрос квалифицированных специалистов-экспертов, которые, базируясь на своем опыте и знаниях, могут дать аргументированные оценки и характеристики изучаемым объектам. На практике при проведении экспертных оценок, чаще всего, применяют: Дельфи-метод, метод мозговой атаки, метод синектики и др.

 

Для проведения экспертных оценок на практике используются следующие методы:

· дельфи-метод - форма опроса экспертов, при котором их анонимные ответы собирают в течение нескольких туров и получают групповую оценку исследуемых процессов; оценки сближают до средней;

· метод мозговой атаки. Заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участников группового обсуждения проблемы, когда возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы;

· синектика - постоянное отчуждение исходной проблемы путем построения аналогий с другими областями знаний.