Метод экспертных оценок
Панель
Панель - регулярный сбор данных у одной и той же группы покупателей.
Признаки панели:
· предмет и тема исследования постоянны;
· сбор данных повторяется через равные промежутки времени;
· совокупность объектов исследования (домашние хозяйства, предприятия торговли, производители) постоянна (с рядом оговорок).
В связи с ускоряющимися изменениями на рынке панель как метод исследования используется в последнее время все чаще.
Занимаются этим видом исследований специализированные институты, так как этот метод очень дорог.
Выделяют следующие виды панели (рис. 4, г).
![]() |
Виды панели
![]() |
![]() ![]() ![]() | ![]() | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Панель оптовой торговли | Индивидуумы | Производственные потребители | Семьи | Панель врачей и др. | … | Сервисная панель |
Рис. 4, г. Классификация панелей
Торговая панель заключается в систематическом сборе информации в определенных местах с помощью наблюдения или инвентаризации.
Потребительская панель основывается на методе опроса.
Специальная панель предназначена для изучения специальных, узкопрофильных проблем сбыта. Например, сервисная панель как разновидность специальной - это панель специальных видов исследования потребителей, нуждающихся в различного вида услугах.
Так же, как и в других методах маркетинговых исследований, в панельных есть свои недостатки и преимущества.
Помимо перечисленных методов сбора первичной информации существуют также метод изучения мнения с помощью технических средств и экспертные оценки - это оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами-экспертами.
Предполагает опрос квалифицированных специалистов-экспертов, которые, базируясь на своем опыте и знаниях, могут дать аргументированные оценки и характеристики изучаемым объектам. На практике при проведении экспертных оценок, чаще всего, применяют: Дельфи-метод, метод мозговой атаки, метод синектики и др.
Для проведения экспертных оценок на практике используются следующие методы:
· дельфи-метод - форма опроса экспертов, при котором их анонимные ответы собирают в течение нескольких туров и получают групповую оценку исследуемых процессов; оценки сближают до средней;
· метод мозговой атаки. Заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участников группового обсуждения проблемы, когда возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы;
· синектика - постоянное отчуждение исходной проблемы путем построения аналогий с другими областями знаний.