Жизненный цикл информационной системы
Жизненный цикл автоматизированной системы (ЖЦ АИС) - период создания и использования АИС, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной автоматизированной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей.
Жизненный цикл АИС позволяет выделить четыре основные стадии: предпроектную, проектную, внедрения и функционирования. От качества проектировочных работ зависит эффективность функционирования системы. Поэтому каждая стадия проектирования разделяется на ряд шипов и предусматривает составление документации, отражающей результаты работы.
Основными работами, выполняемыми на стадиях и этапах проектирования, можно считать:
I стадия — предпроектное обследование:
1-й этап — сбор материалов для проектирования — формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы;
2-й этап - анализ материалов и формирование документации - создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе анализа материалов обследования, собранных на первом этапе.
II стадия — проектирование:
1-й этап — техническое проектирование, где ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте;
2-й этап — рабочее проектирование, в процессе которого осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур баз данных, создание документации на поставку, установку технических средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя системы обширного инструкционного материла, оформленного в виде должностных инструкций исполнителям-специалистам, реализующим свои профессиональные функции с использованием технических средств управления. Технический и рабочий проекты могут объединяться в единый документ — технорабочий проект.
III стадия — ввод системы в действие:
1-й этап — подготовка к внедрению — установка и ввод в эксплуатацию технических средств, загрузка баз данных и опытная эксплуатация программ, обучение персонала;
2-й этап — проведение опытных испытаний всех компонентов системы перед передачей в промышленную эксплуатацию, обучение персонала;
3-й этап (завершающая стадия создания АИС) — сдача в промышленную эксплуатацию; оформляется актами приема-сдачи работ.
IV стадия — промышленная эксплуатация— кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.
Жизненный цикл (ЖЦ) образуется согласно принципу нисходящего проектирования и, как правило, носит итерационный характер: реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями требований внешних условий, введением ограничений и т.п.
На каждом этапе ЖЦ формируется определенный набор документов и технических решений, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, полученные на предыдущем этапе. Этап завершается проверкой предложенных решений и документов на их соответствие сформулированным требованиям и начальным условиям.
Существующие варианты ЖЦ определяют порядок исполнения этапов в ходе разработки АИС и технологий, а также критерии перехода от этапа к этапу. Наибольшее распространение получили три следующие модели ЖЦ:
1. Каскадная модель - предполагает переход на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу.
2. Поэтапная модель с промежуточным контролем — итерационная модель разработки АИС с циклами обратной связи между этапами. Преимущество такой модели заключается в том, что межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость разработки по сравнению с каскадной моделью; однако время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.
3. Спиральная модель - делает упор на начальные этапы ЖЦ: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и
обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента или версии АИС. На нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Таким образом углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.
Наиболее перспективна спиральная модель ЖЦ. Специалистами фирм, занимающихся проектированием и созданием программных продуктов, отмечаются следующие преимущества спиральной модели:
- накопление и повторное использование проектных решений, средств проектирования, моделей и прототипов АИС;
- ориентация на развитие и модификацию системы и технологии в процессе их проектирования;
- анализ риска и издержек в процессе проектирования систем итехнологий.
Главная особенность разработки АИС состоит в концентрации сложности на стадиях предпроектного обследования и проектирований и относительно невысокой сложности и трудоемкости последующих этапов. Более того, нерешенные вопросы и ошибки, допущенные на этапах анализа и проектирования, порождают на этапах внедрения иэксплуатации трудные, часто неразрешимые проблемы и в конечном счете приводят к отказу от использования материалов проекта.
Литература к теме 6.2.
1. Сентюрева Н.А. Экономическая информация и информационные системы. Учебн. пособие. М.: СГУ, 2001.
2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учеб. / Под ред. Г.А. Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.
3. Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Дика. М.: Финансы и статистика, 1997.
4. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие / Под. ред. С.В. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995.
5. Автоматизация расчетных операций банков и фондовых бирж. М.: Эком, 1995.
6. Евстигнеев Е.Н., Ковалев В.В. Автоматизированные системы обработки экономической информации в торговле: Учеб. для торговых вузов. М.: Экономика, 1991.
7. Маркетирование, проектирование и реализация диалоговых информационных систем / Под ред. Е.И. Ломако. М., 1993.
8. Оценка качества программных средств. Общие положения. ГОСТ 28195-89.
9. Половнев М.М., Якимов A.M. Системы автоматизированной обработки учетной информации. М.: Финансы и статистика, 1997.
10. Ткалич Т.А. Стандарты оценки качества информационных технологий. Мн.: БГЭУ, 1998.
Оглавление
Введение. 3
1. Введение в курс “Компьютерные информационные технологии” 4
Тема 1.1. Основные понятия информационных технологий. 4
Составляющие информационных технологий 5
Классификация информационных технологий. 8
Литература к теме 1.1. 9
Тема 1.2. Информационные ресурсы автоматизированных систем обработки экономической информации. 11
Примеры экономических информационных систем. 19
Литература к теме 1.2. 24
Тема 1.3. Техническое обеспечение систем обработки экономической информации. 25
Классификация компьютеров 25
Системный блок 27
Периферийные устройства 42
Литература к теме 1.3. 46
Тема 1.4. Программное обеспечение обработки экономической информации. 48
Классификация компьютерных программ. 48
Системные программы. 48
Офисные программы. 48
Операционные системы. 49
Литература к теме 1.4. 58
Тема 1.5. Математическое обеспечение обработки экономической информации. 60
Моделирование 60
Математические модели при принятии решений. 61
Основные термины математического моделирования. 61
Математическое моделирование процессов управления 62
О методологии моделирования 63
Этапы моделирования 64
Методы оптимизации 66
Линейное программирование (ЛП) 67
Транспортная задача. 69
Общая распределительная задача ЛП. 71
Целочисленное программирование 72
Модели сетевого планирования и управления 73
Задача коммивояжера. 74
Задача о кратчайшем пути. 75
Задача о максимальном потоке 75
Регрессионный и корреляционный анализ 75
Метод наименьших квадратов 76
Основная задача корреляционного анализа 79
Линейная регрессия 80
Нелинейная регрессия 80
Информационная поддержка процессов моделирования и управления 82
Универсальные и специализированные языки программирования 82
Стандартные офисные программные продукты. 82
Линейное приближение 82
Экспоненциальное приближение 88
Поиск решения 90
Системы компьютерной математики. 98
СКМ Maple 99
Синтаксис 100
Библиотеки. 101
Функции. 102
Решение обыкновенных уравнений. 104
Решение систем уравнений. 104
Численное решение уравнений. 104
Решение тригонометрических уравнений. 104
Решение простых неравенств 105
Двумерные графики. 105
Область, заданная неравенствами. 107
Трехмерные графики. 108
Прямое и отложенное действие 109
Дифференцирование 109
Экстремумы. 110
Simplex метод 112
Интегрирование 113
Дифференциальные уравнения 113
Линейная алгебра 115
Линейные уравнения 118
Библиотека Optimization 120
Статистика 121
Финансы. 124
Литература к теме 1.5. 125
Тема 1.6. Технологии искусственного интеллекта. 128
Базовые понятия Искусственного Интеллекта 128
Три основных направления в моделировании ИИ. 130
Подходы к построению ИИ. 134
Экспертные системы. 136
Определение знаний и базы знаний (БЗ) 138
Тенденции развития ЭС. 139
Модели знаний 140
Продукционная модель знаний. 140
Логическая модель знаний. 140
Фреймовая модель знаний. 140
Семантическая модель знаний. 141
Нейронные сети 142
Применение нейросети 146
Классификация 146
Прогнозирование 147
Литература к теме 1.6. 148
2. Сетевые информационные технологии. 150
Тема 2.1. Компьютерные сети: основные понятия и принципы построения. 150
Схемы компьютерных сетей 151
Способы организации сетей 153
Протоколы и адресация в ЛВС. 158
Сетевые операционные системы. 163
Литература к теме 2.1. 165
Тема 2.2. Internet / Intranet – технологии. 167
Интернет. 167
Технологии доступа в Интернет. 172
Сервисы в Интернет. 179
Обзор почтовых программ. 182
Обзор браузеров 189
Гипертекстовый документ. 194
Универсальный локатор ресурса 194
Язык гипертекстовой разметки документов HTML. 195
Принципы гипертекстовой разметки. 196
Группы тегов НТМL. 197
Структура HTML-документа и элементы разметки заголовка документа 198
Назначение заголовка 199
Основные контейнеры заголовка 199
Теги тела документа 200
Теги управления разметкой 202
Теги управления отображением символов 203
Теги, управляющие формой отображения шрифта 203
Создание списков в HTML. 205
Комментарии в языке HTML. 206
Гипертекстовые ссылки 207
Использование графики в HTML. 209
Активные изображения (map) 211
Средства описания таблиц в HTML. 212
Задание формы в HTML. 221
Фреймы. 225
Поиск информации в сети Internet 230
Виды организации поисковых машин. 230
Выбор поисковой машины. 233
Советы по поиску в Яндексе 235
Детальное описание языка запросов 237
Синтаксис языка запросов 240
Литература к теме 2.2. 241
Тема 2.3. Специализированные компьютерные сети. 243
Электронные деньги 245
Интернет-банкинг 246
Интернет-трейдинг 250
Сетевые аукционы. 252
Обзор автоматизированных банковских систем. 256
Принципы выбора современных информационных технологий и автоматизированных банковских систем. 258
Рынок автоматизированных банковских систем в Республике Беларусь 261
АБС для сетей персональных компьютеров. 261
АБС для IBM-компьютеров AS/400. 266
АБС на DEC-компьютерах. 267
АБС для RISK/UNIX - систем. 267
Литература к теме 2.3. 267
3. Корпоративные информационные технологии. 269
Тема 3.1. Корпоративные информационные системы. 269
Литература к теме 3.1. 274
Тема 3.2. Информационное обеспечение корпоративных информационных систем. 276
Литература к теме 3.2. 281
4. Технологии обеспечения безопасности информационных систем.. 282
Тема 4.1. Информационная безопасность: основные понятия. 282
Литература к теме 4.1. 285
Тема 4.2. Обеспечение безопасности информационных систем. 286
Литература к теме 4.2. 290
5. Системы автоматизации в предметной области. 291
Тема 5.1. Предметная область как объект автоматизации. 291
Statistica. 291
STATA. 293
Statgraphics Centurion XV.I. 294
S-plus . 295
Minitab 14.20. 296
SAS . 296
SPSS 14.0 (Statistical Package for the Social Science). 297
NCSS 2006. 298
SYSTAT 11.0. 299
Итоги сравнения 300
Обзор бухгалтерских программ. 305
«БЭСТ-4» от компании Intellect-Service 305
«1С:БУХГАЛТЕРИЯ 7.7» 306
«ПАРУС» 307
«АНЖЕЛИКА» от компании Golden Software 307
Литература к теме 5.1. 308
Тема 5.2. Уровни автоматизации бизнес – процессов. 309
Системы управления проектами 309
CASE-технологии (Computer Aided System/Software Engineering) 310
Средства реорганизации бизнес-процессов 311
Средства функционального моделирования 312
Система управления производством "ГАЛАКТИКА" 314
Справочно-аналитическая система «Главбух-Инфо» 316
Информационно - поисковая система Светоч 322
Программа маркетингового анализа “БЭСТ – Маркетинг” 323
Литература к теме 5.2. 328
6. Основы проектирования компьютерных информационных технологий. 329
Тема 6.1. Реинжиниринг бизнес – процессов. 329
Литература к теме 6.1. 336
Тема 6.2. Проектирование автоматизированных систем обработки информации. 337
Построение и использование АИЭС: на примере бухгалтерского учета. 341
Жизненный цикл информационной системы. 342
Литература к теме 6.2. 344
Оглавление. 346