Наблюдение
Опрос
Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос – самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно в 90 % исследований используется этот метод. Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются:
· по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и другие);
· по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
· по количеству тем, входящих в вопрос (одна или несколько);
· по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);
· по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используется преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов.
![]() | |||||||
| |||||||
![]() | |||||||
![]() |
Рис. 4,а. Классификация опросов
При проведении опросов используются открытые и закрытые вопросы, ответы на которые подбираются из приведенных ниже:
· «да-нет» вопросы;
· альтернативные вопросы, из которых нужно выбрать один или несколько;
· ранжирование ответов;
· шкалирующие вопросы;
· дифференцированная оценка исследуемых объектов.
Есть вопросы, которые вызывают неприятные чувства или желание приукрасить факты; их лучше задавать в косвенной форме.
При проведении опросов, следует соблюдать определенные правила:
1) вопросы должны быть простыми, нейтральными, понятными, однозначными, по существу;
2) принцип построения опросных листов - от простого к сложному; от общих к специальным; от необязывающих к деликатным;
3) не рекомендуется применять много инструментов (например, несколько различных шкал).
Наблюдение - планомерное исследование восприятия товара без воздействия на объект исследования. Применяется реже опроса. Классификация форм наблюдения дана на рис. 4,б.
Формы наблюдения
![]() |
Рис. 4, б. Классификация наблюдений
У каждой формы и вида наблюдения имеются свои преимущества и недостатки.
Наблюдение – планомерное исследование реакции наблюдаемого на предмет исследования без воздействия на него.
Наблюдение как способ получения информации используется в исследованиях рынка гораздо реже, чем опрос. С помощью опроса можно выявить субъективные обстоятельства, закрытые для наблюдения: мнения, представления знания людей. Однако поведение покупателей, последствия поведения могут быть охвачены только с помощью наблюдения. Его преимущества по сравнению с опросом:
· независимость от желания покупателя сотрудничать;
· более высокая объективность исследования;
· возможность восприятия неосознанного поведения;
· возможность учета окружающей ситуации.
Недостатки наблюдения как метода:
· трудно обеспечить репрезентативность (например, при наблюдении поведения покупателей в магазине случайная выборка невозможна);
· поведение покупателей может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения).