Тема 3.2. Информационное обеспечение корпоративных информационных систем

 

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала, невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит; его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

- обработка данных об операциях, производимых фирмой;

- создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

- получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Примерами рутинных операций являются:

- операция проверки на соответствие нормативу уровня запасов товаров на складе. При уменьшении уровня запаса выдается заказ поставщику с указанием потребного количества товара и сроков поставки;

- операция продажи товаров фирмой, в результате которой формируется выходной документ для покупателя в виде чека или квитанции.

Примером контрольного отчета может быть ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств, а примером запроса - запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

- выполнение необходимых для фирмы задач по обработке данных. Каждой фирме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана соответствующая информационная технология;

- решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;

- выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;

- выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

- использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;

- акцент на хронологию событий;

- требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.

Информационная технология обработки данных включает в себя нижеприведенные основные компоненты:

Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию услуги, каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение выделяются особо как операции, производимые фирмой.

Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции:

а) классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид кодов, состоящих из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей. Например, при расчете заработной платы каждая запись включает в себя код (табельный номер работника, код подразделения, в котором он работает, занимаемую должность и т.п.). В соответствии с этими кодами можно произвести разные группировки;

б) сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей;

в) вычисления, включающие арифметические и логические операции. Эти операции, выполняемые над данными, дают возможность получать новые данные;

г) укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.

Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.

Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.

В настоящее время накоплен большой опыт разработки автоматизированных систем управления, из которого следует вывод о том, что центральным техническим вопросом разработки АСУ и любых других информационных систем является организация, хранение и комплексное использование данных. В конечном счете это привело к созданию развитых средств управления данными, которые являются основой любой информационной системы, построенной на базе использования средств вычислительной техники.

Автоматизированные системы управления, спроектированные на основе концепции банков данных, обладают целым рядом характер­ных свойств, которые выгодно отличают их от предшествующих раз­работок, основой которых была система массивов данных, ориенти­рованная на решении комплекса установленных задач. Использова­ние автоматизированных банков данных позволяет обеспечить мно­гоаспектный доступ к совокупности взаимосвязанных данных, доста­точно высокую степень независимости прикладных программ от из­менений логической и физической организации данных, интеграции и централизации управления данными, устранение излишней избы­точности данных, возможность совмещения пакетов и телепроцессорной обработки данных. Поэтому разработки АСУ для любой сферы применения связаны прежде всего с созданием автоматизированных банков данных.

Основой любого управления является информация о состоянии объекта, поэтому данные в автоматизированных системах, их организация, тщательное ведение, хранение, использование являются центром системы. С изменением техники, программного хозяйства остаются данные, работа с которыми оказывается делом достаточно дорогим, и именно поэтому были задуманы системные принципы их организации, положенные в основу создания банков данных.

Под автоматизированным банком данных понимается организационно-техническая система, представляющая собой совокупность баз данных пользователей, технических и программных средств формирования и ведения этих баз и коллектива специалистов, обеспечивающих функционирование системы.

В самом общем виде основные функции банка данных можно сформулировать следующим образом: адекватное информационное отображение предметной области, обеспечение хранения, обновления и выдачи необходимых данных пользователям. Составными частями любого банка данных являются база данных, система управления базой данных (СУБД), администратор базы данных, прикладное программное обеспечение.

База данных (БД)- это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.

Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Сделать это возможно, только если данные структурированы.

Структурирование- это введение соглашений о способах представления данных.

Неструктурированными называют данные, записанные, например, в текстовом файле.

Классификация баз данных осуществляется по технологии обработки данных и способу доступа к ним.

Различают системы централизованной и распределенной обработки данных.

В эпоху централизованного использования ЭВМ с пакетной обработкой информации пользователи вычислительной техники предпочитали приобретать компьютеры, на которых можно было бы решать почти все классы их задач. Однако сложность решаемых задач обратно пропорциональна их количеству, и это приводило к неэффективному использованию вычислительной мощности ЭВМ при значительных материальных затратах. Нельзя не учитывать и тот факт, что доступ к ресурсам компьютеров был затруднен из-за существующей политики централизации вычислительных средств в одном месте. Принцип централизованной обработки данных не отвечал высоким требованиям к надежности процесса обработки, затруднял развитие систем и не мог обеспечить необходимые временные параметры при диалоговой обработке данных в многопользовательском режиме. Кратковременный выход из строя центральной ЭВМ приводил к роковым последствиям для системы в целом, так как приходилось дублировать функции центральной ЭВМ, значительно увеличивая затраты на создание и эксплуатацию систем обработки данных.

Появление малых ЭВМ, микроЭВМ и, наконец, персональных компьютеров потребовало нового подхода к организации систем обработки данных, к созданию новых информационных технологий. Возникло логически обоснованное требование перехода от использования отдельных ЭВМ в системах централизованной обработки данных к распределенной обработке данных.

Распределенная обработка данных- обработка данных, выполняемая на независимых, но связанных между собой компьютерах, представляющих распределенную систему.

С учетом изложенного технологии обработки данных базы данных подразделяются на централизованные и распределенные.

Централизованная база данных хранится в памяти одной вычислительной системы. Если эта вычислительная система является компонентом сети ЭВМ, возможен распределенный доступ к такой базе. Такой способ использования баз данных часто применяют в локальных сетях ПК.

Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).

Для реализации распределенной обработки данных были созданы многомашинные ассоциации, структура которых разрабатывается по одному из следующих направлений:

· многомашинные вычислительные комплексы (МВК);

· компьютерные (вычислительные) сети.

Многомашинный вычислительный комплекс– группа установленных рядом вычислительных машин, объединенных с помощью специальных средств сопряжения и выполняющих совместно единый информационно-вычислительный процесс.

При этом под процессом понимается некоторая последовательность действий для решения задачи, определяемая программой.

Многомашинные вычислительные комплексы могут быть:

- локальными при условии установки компьютеров в одном помещении, при этом для взаимосвязи не требуется специального оборудования и каналов связи;

- дистанционными, если некоторые компьютеры комплекса установлены на значительном расстоянии от центральной ЭВМ и для передачи данных используются телефонные каналы связи.

Соответственно по способу доступа к данным базы данных разделяются на базы данных с локальным доступом и базы данных с удаленным (сетевым) доступом.

Системы централизованных баз данных с сетевым доступом предполагают различные архитектуры подобных систем:

- файл-сервер;

- клиент-сервер.

Файл-сервер.Архитектура систем БД с сетевым доступом предполагает выделение одной из машин сети в качестве центральной (сервер файлов). На такой машине хранится совместно используемая централизованная БД. Все другие машины сети выполняют функции рабочих станций, с помощью которых поддерживается доступ пользовательской системы к централизованной базе данных. Файлы базы данных в соответствии с пользовательскими запросами передаются на рабочие станции, где в основном и производится обработка. При большой интенсивности доступа к одним и тем же данным производительность информационной системы падает. Пользователи могут создавать также на рабочих станциях локальные БД, которые используются ими монопольно.

Клиент-сервер.В этой концепции подразумевается, что помимо хранения централизованной базы данных центральная машина (сервер базы данных) должна обеспечивать выполнение основного объема обработки данных. Запрос на данные, выдаваемый клиентом (рабочей станцией), порождает поиск и извлечение данных на сервере. Извлеченные данные (но не файлы) транспортируются по сети от сервера к клиенту. Спецификой архитектуры клиент-сервер является использование языка запросов SQL

 

Литература к теме 3.2.

1. Сентюрева Н.А. Экономическая информация и информационные системы. Учебн. пособие. М.: СГУ, 2001.

2. Сентюрева Н.А. Технология и методы обработки экономической информации. Учебн. пособие. М.: СГУ, 2001.

3. Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Ди­ка. М.: Финансы и статистика, 1997.

4. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие / Под. ред. С.В. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995.

5. Банк данных технологического назначения. Общие требо­вания. ГОСТ 14.413-80.

6. Дейт К. Руководство по реляционной СУБД DB2: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1988.

7. Когаловский М.Р. Технология баз данных на ПЭВМ. М.: Финансы и статистика, 1992.

8. Куправа Т.А. Создание и программирование баз данных средствами СУБД dBASE III Plus, Fox Base Plus, Clipper. M.: Мир, 1991.

9. Мартин Дж. Организация баз данных в вычислительных системах. М.: Мир, 1980.

10. Мейер Д. Теория реляционных баз данных. М.: Мир, 1 987.

11. Половнев М.М., Якимов A.M. Системы автоматизирован­ной обработки учетной информации. М.: Финансы и статисти­ка, 1997.

12. Экономика, разработка и использование программного обес­печения ЭВМ: Учеб. пособие / В.А. Благодатских, М.А. Енгибарян, Е.В. Ковалевская и др. М.: Финансы и статистика, 1995.