Информационная система по отысканию рыночных ниш.

Примеры экономических информационных систем

 

При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:

— определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на наиболее многочисленную группу;

— посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания;

— предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с отсрочкой платежей.

Информационные системы, ускоряющие потоки товаров.Предположим, фирма специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах фирмы очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу, Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов.

Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким образом экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

Информационные системы по снижению издержек производства.Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.

Например, информационная система, установленная в фирме по сдаче автомашин внаем, отслеживает местонахождение, стоимость и техническое состояние парка прокатных машин. Это позволяет минимизировать потери от простоя и пустого прогона для каждой автомашины, перераспределяя предложения согласно спросу.

Информационные системы автоматизации технологии("менеджмент уступок"). Суть этой технологии состоит в том что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов.
В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.

Так, например, информационная система по продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.

Информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других банков. Таким образом, клиент, попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.

При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным -математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача— задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (неформализуемая) задача— задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.

Например, в информационной системе необходимо реализовать задачу расчета заработной платы. Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.

Например, вряд ли возможно формализовать взаимоотношения между студентами в студенческой группе. Это связано с тем, что для данной задачи существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.

В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.

Например, требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие.

Пути решения этой задачи могут быть разными, а именно:

- выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих;

- отнесение срока окончания работы на более позднюю дату и т.д.

Как видно, в данной ситуации информационная система может помочь человеку принять то

или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам.

Хорошо поддаются формализации структурированные задачи, в которых известны все элементы и взаимосвязи между ними и практически не формализуются неструктурированные задачи.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы реше­ний, могут быть модельными или экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Основными функциями модельной информационной системы являются:

- возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа “как сделать, чтобы ?”, “что будет, если ?”, анализ чувствительности и др.;

- достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

- оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

- возможность графического отображения динамики модели;

- возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции “типовых управленческих решений”, в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.

Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

- анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;

- организацию рекламной кампании по продвижению продукции;

- рациональную организацию материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:

производственные системы;

системы маркетинга;

финансовые и учетные системы;

системы кадров (человеческих ресурсов);

прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

В крупных фирмах основная информационная система функционального назначения может состоять из нескольких подсистем для выполнения подфункций. Например, производственная информационная система имеет следующие подсистемы: управления запасами, управления производственным процессом, компьютерного инжиниринга и т.д.

Для лучшего понимания функционального назначения информационных систем в таблице приведены по каждому рассмотренному выше виду решаемые в них типовые задачи.

Функции информационных систем

 

Система мар­кетинга Производст­венные систе­мы Финансовые и учетные сис­темы Система кад­ров (челове­ческих ресур­сов) Прочие системы, например ИС ру­ководства
Исследование рынка и прогнозирова­ние продаж Планирование объемов работ и разработка календарных планов Управление портфелем за­казов Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах Контроль за деятельностью фирмы
Управление продажами Оперативный контроль и управление производством Управление кредитной политикой Ведение архи­вов записей о персонале Выявление оперативных проблем
Рекомендации по производст­ву новой про­дукции Анализ работы оборудования Разработка финансового плана Анализ и планирование подготовки кадров Анализ управлен­ческих и стратеги­ческих ситуаций
Анализ и установление цены Участие в формировании за­казов постав­щикам Финансовый анализ и прогнозиро­вание   Обеспечение про­цесса выработки стратегических решений
Учет заказов Управление запасами Контроль бюд­жета    
    Бухучет и расчет зарплаты    

 

Литература к теме 1.2.

1. Сентюрева Н.А. Экономическая информация и информационные системы. Учебн. пособие. М.: СГУ, 2001.

2. Сентюрева Н.А. Технология и методы обработки экономической информации. Учебн. пособие. М.: СГУ, 2001.

3. Автоматизированные информационные технологии в эко­номике: Учеб. / Под ред. Г.А. Титоренко. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.

4. Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Ди­ка. М.: Финансы и статистика, 1997.

5. Компьютерные технологии обработки информации: Учеб. пособие / Под. ред. С.В. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995.

6. Экономическая информатика и вычислительная техника / Под ред. А.Ю. Королева и др. М.: Финансы и статистика, 1996.

7. Экономическая информатика и вычислительная техника: Учеб. / Г.А. Титоренко, Н.Г. Черняк, Л.В. Еремин и др.; Под ред. В.П. Косарева, А.Ю. Королева. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1996.

8. Экономическая информатика: Учеб. для вузов / В.В. Евдо­кимов, Ю.Б. Бекаревич, С.А. Бондаренко и др.; Под ред. В.В. Евдокимова. Спб.: Питер, 1997.

9. Основы экономической информатики: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Морозевича. Мн.: БГЭУ, 1998.

10. Евстигнеев Е.Н., Ковалев В.В. Автоматизированные систе­мы обработки экономической информации в торговле: Учеб. для торговых вузов. М.: Экономика, 1991.

11. Колемаев В.А. Математическая экономика: Учеб. для эко­ном, вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.

12. Когаловский М.Р. Технология баз данных на ПЭВМ. М.: Финансы и статистика, 1992.

13. Морозевич А.Н. Техническое обеспечение современных ин­формационных технологий. Мн.: КИВТ АНБ, 1995.

14. Половнев М.М., Якимов A.M. Системы автоматизирован­ной обработки учетной информации. М.: Финансы и статисти­ка, 1997.

15. Техническое обеспечение компьютерных сетей / Под ред. А.Н. Морозевича. Мн.: УЦПНК АНБ, 1996.

16. Ткалич Т.А. Стандарты оценки качества информационных технологий. Мн.: БГЭУ, 1998.

17. Экономика, разработка и использование программного обес­печения ЭВМ: Учеб. пособие / В.А. Благодатских, М.А. Енгибарян, Е.В. Ковалевская и др. М.: Финансы и статистика, 1995.

 


Тема 1.3. Техническое обеспечение систем обработки экономической информации

Классификация компьютеров

Компьютер - это электронное вычислительное устройство. Существуют различные классификации компьютеров - по назначению, по технической совместимости, по программной совместимости, по размерам и т.д. Мы приведем классификацию, которую используют ведущие производители компьютеров:

· Суперкомпьютеры

· Мэйнфреймы

· Серверы

· Персональные компьютеры

o настольные

o переносные

o наладонные