Характеристика программных продуктов фирмы 1С

По сути «1С: Предприятие» — это инструментальная система, представляющая собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области (константы, справочники, документы, регистры, бухгалтерские счета, проводки и т. д.).

Набор всех возможных функций, алгоритмы расчетов и обработки информации и другие элементы системы определяет конфигурация.

Другими словами, конфигурация – это описание модели конкретной предметной области. Она является открытой и доступной для внесения в нее любых изменений. Благодаря конфигурируемости системы решаются все основные задачи, связанные с настройкой каждого гибкого универсального модуля на выполнение определенных функций учета, с организацией маршрутов движения информации между рабочими местами, с добавлением новых функций учета и т. д.

Следует отметить, что конфигурация создается не на каждом рабочем месте, а для системы в целом. При этом для каждого рабочего места (учетного работника) в рамках единой конфигурации создается индивидуальный пользовательский интерфейс. Он включает перечень допустимых команд манипулирования информацией.

Такой подход обеспечивает функциональную и частично маршрутную гибкость. Перестройка учетного модуля на реализацию новых функций или перераспределение функций между модулями достигается простым переключением индивидуального пользовательского интерфейса или изменением перечня включенных в интерфейс команд.

В системе имеется возможность многократной работы с одним и тем же документом нескольких учетных работников, каждый из которых отвечает за определенную часть информации, вносимой в документ. При этом порядок движения документа между отдельными рабочими местами определяется только сущностью отражаемой хозяйственной операции, что обеспечивает маршрутную гибкость системы.

В системе предусмотрено несколько способов ввода исходной учетной информации: операциями вручную, типовыми операциями или документами, что обеспечивает технологическую гибкость.

Система поддерживает эффективную работу с различными объемами учетной информации, с различным количеством рабочих мест учетных работников, с использованием разнообразных средств вычислительной техники и топологий вычислительной сети. При этом масштабируемость обеспечивается на системном уровне программного комплекса без внесения изменений в описание модели предметной области (конфигурацию системы).

В системе предусмотрен механизм добавления новых функций (гибкость по расширению). Изменения можно разрабатывать самостоятельно. В этом случае вносятся соответствующие изменения в текущую конфигурацию.

Можно использовать готовые решения, разработанные специализированными организациями (например, фирмами-франчайзи). Для этого в системе предусмотрен управляемый режим объединения конфигураций с автоматической реструктуризацией информационной базы.

В системе легко организовать новое рабочее место (расширяемость). Для этого достаточно в конфигурации добавить реквизиты нового пользователя в общий список и установить для него индивидуальный пользовательский интерфейс.

В системе имеются мощные и в то же время единообразные средства для создания отчетов различного типа и любой сложности. Отчет представляет собой таблицу с ячейками. Для манипулирования учетной информацией и расчета показателей отчетов предусмотрен объектно-ориентированный язык. Шаблоны отчетов являются открытыми для внесения в них изменений, могут быть включены в конфигурацию или храниться в отдельных файлах. При формировании отчетов входящие в них показатели вычисляются по описанным алгоритмам автоматически, или отчет формируется в режиме электронных таблиц. Система не имеет ограничений по количеству возможных отчетов, что обеспечивает гибкость по отчетности.

Таким образом, «1С: Предприятие» является той инструментальной системой, на базе которой может быть успешно реализована концепция гибкой автоматизации для крупных предприятий.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой гибкость информационных систем учета?

2. Перечислите признаки классификации свойств автоматизированных систем учету.

3. Что включает в себя процесс создания программы для внутреннего пользования?

4. С какими затратами связан этап постимплементации?

5. Какие первичные документы используются для отражения расходов по приобретению компьютерной программы?

6. Какой документ необходим для легальной работы с программным обеспечением для предприятия?

7. Для чего необходима форма № 2 – информатика?

Тесты для самоконтроля

1. Организация проектирования автоматизированных систем учета включает следующие стадии:

1) предпроектная;

2) стандартная;

3) проектная;

4) внедрения;

5) унифицированная.

2. Перечислите основные элементы технического обеспечения

1) 2) 3) 4)

3. Какой из перечисленных процессов учета наиболее удобен для автоматизации?

1) аналитический;

2) информационный;

3) коммуникационный;

4) контрольный.

4. На каком счете отражаются расходы на разработку и исследование программных продуктов?

1) 92

2) 941

3) 154

4) 127

5. Перечислите специфические принципы, используемые при автоматизации аналитических работ.

1) классификации работ анализа;

2) системности;

3) моделирования;

4) этапности;

5) надежности.

6. На какой стадии создается техническое задание?

1) внедрения;

2) предпроектной;

3) проектной;

4) функционирования.

 

Литература: [1, 3, 4, 5, 6, 9, 10]