Таблично - перфокартная форма.
Другой подход в организации бухгалтерского учета при комплексной его механизации был разработан в условиях применения перфорационных вычислительных машин (ПВМ), а форма бухгалтерского учета получила название таблично – перфокарточная. В основу комплексной механизации учета при данной форме положен принцип непрерывности обработки учетной информации на ВТ в условиях полного охвата механизации всех учетных работ. При этом происходит перераспределение работ, и значительная часть операций учетного процесса выполняется персоналом ВТ. Существенная особенность этой формы состоит в том, что в ней объединяются использование двух видов информации, занесенных на перфокарты:
- переменной (разовой);
- постоянной.
Переменная информация (на перфокартах) содержит данные о хозяйственных операциях и отражает выходные показатели, полученные из первичных документов.
Постоянная информация, занесенная на перфокарты, содержит нормативные и расценочные показатели, что дает возможность значительно сократить содержание первичных документов, исключая из них справочные данные, и уменьшить объем учетных работ.
Документы о хозяйственных операциях, оформленные в пачки, проверенные и принятые для обработки, регистрируются в специальном журнале приема документов и регистрации контрольных чисел, который используется для контроля по сохранности этих документов, а также для полноты записей в табуляграммах.
Зарегистрированные документы передаются на перфоратор для составления перфокарт. Перфокарты, созданные по документам о хозяйственных операциях, передаются на вычислительные машины, где осуществляется их группировка, систематизация ведомостей о хозяйственных операциях по счетам бухгалтерского учета. Регистрами синтетического и аналитического учета является табуляграммы дебетовых и кредитовых оборотов, которые составляются по каждому счету. В аналитических табуляграммах указываются данные первичных документов, которые систематизировались в разрезе аналитических счетов каждого корреспондирующего счета. По итогам табуляции синтетического учета составляется оборотный баланс с расшифровкой субсчетов по каждому синтетическому счету. Эти ведомости используются для заполнения отчетности.
Основными приемами механизации учета при таблично - перфокарточной форме является:
1. создание человекочитаемых документов;
2. использование единой номенклатуры кодов синтетических счетов и объектов их аналитического учета;
3. наличие в первичных документах кода корреспондирующего счета, объектов его аналитического учета (это дает возможность автоматически создавать полную бухгалтерскую запись);
4. организация поточной технологий обработки учетной информации;
5. использование табуляграмм вместо ручных учетных регистров;
6. автоматическая взаимосвязь аналитического и синтетического учета;
7. создание по всем первичным данным бухгалтерского учета, зафиксированным на машинных носителях, контрольных табуляграмм и журналов контрольных чисел для сверки машинограмм аналитического и синтетического учета;
8. организация автоматической взаимосвязи выходных документов аналитического и синтетического учета.
Таблично – автоматизированная форма (ТАФ).
В данной форме используется самостоятельная структура подразделения - вычислительная машина с использованием перифирифной техники в условиях функция АСУП.
К основным признакам ТАФ относятся:
1. Любое использование технических средств для организации комплексной автоматизации обработки учетной информации;
2. Широкое использование универсальной документации и машинных носителей;
3. Применение системы кодов учетной информации, что дает возможность получить на ЭВМ все необходимые учетные регистры;
4. Сохранение принципа двойной записи при использовании одного комплекта носителей информации и программное группирование дебетовых и кредитовых оборотов;
5. Автоматизация логических операций по ведению бухгалтерского учета;
6. Наличие системы регистров, полной последовательности их составления, средства записи и хранения информации, а также возможность использования запросного режима по отдельным хозяйственным и расчетным операциям;
7. Организация системы контроля и исправления ошибок;
8. Сохранность первичной информации, машиночитаемых носителей и машинограмм - регистров.
В ТАФ обработка и ведение информационной базы может осуществляется на ПК. В этих условиях появляется возможность автоматизировать процессы сбора, регистрации первичной информации и передачи её по каналам связи в центральный ЭАМ (ВЦ). В условиях ТАФ первичные данные могут фиксироваться не только на обычных, но и на машинных носителях, благодаря чему автоматизируется сбор первичной информации. На машинных носителях ЭВМ создается НСИ, предназначенная для многоразового использования, а также сохраняется текущая, НСИ и выходная информация.
Одним из важнейших принципов ТАФ является использование запросного режима с целью получения ведомостей. Для этой цели бухгалтер заполняет стандартный документ, где указывается вид запроса. После введения информации в ПК необходимая информация распечатывается в виде таблицы.
Основными преимуществами ТАФ является:
1. использование периферийной техники на месте возникновения информации;
2. применение переменный и постоянной информации;
3. автоматизация ведения и выдачи ведомостей;
4. автоматизация контроля и расчета информации;
5. использование информации, созданной в других подсистемах предприятия;
6. быстродействие выполняемых учетных работ;
7. регламентное формирование и получение информации;
8. незначительный процент подготовки и получения выходной информации.
К основным недостаткам ТАФ относят:
1. оторванность ВТ и вычислительных ресурсов от бухгалтерского аппарата;
2. сложность оперативного взаимодействия всех служб по принятию управленческих решений;
3. высокая стоимость вычислительного носителя и значительные затраты по его ведению.
Диалогово – автоматизированная форма (ДАФ).
Современные технические средства, использованные для автоматизации ведения бухгалтерского учета, обуславливают новый подход для формирования учетной информации, снижают трудоемкость обработки информации, повышают оперативность доступа бухгалтерского аппарата к обрабатываемой информации.
ДАФ характеризуется полной автоматизацией обработки и систематизаций учетной информации и дает возможность отражать любые данные в учете непосредственно после введения их в информационную базу данных.
Систематизация и обобщение учетных данных, содержащихся в информационной базе, осуществляется автоматически и отражаются в полученных машинным способом выходных данных учета, контроль а анализа. ДАФ предполагает автоматизированное выполнение задач учета в запросном и регламентированном режимах.
При реальном запросном режиме повышается оперативность учета, контроля и анализа, появляется возможность получения неотъемлемых справочных и аналитических данных в течение отчетного периода, а не только по его окончании. При ДАФ объем информации, выдаваемой получателем регламентно, значительно сокращен и ограничен только неотъемлемыми и достаточными для выполнения управленческих работ данными. Справочные данные выдаются по запросу.
В случае потребительской проверки правильности расчетов есть возможность получения расшифровки каждого результата показателя по запросу пользователя с указанием проведенных в машине расчетов и всей выходной информации. ДАФ предполагает выдачу пользователю информации не только в виде печатных документов, а и виде видеограмм. Контроль правильности ведения учета в значительной мере также автоматизируется, что ведет к повышению достоверности данных бухгалтерского учета. При этом на бухгалтерский аппарат накладывается контроль выполнения указанных работ. Бухгалтерам предоставляется возможность осуществлять проверку показателей выходных бухгалтерских документов. При этом обеспечивается связь аналитического и синтетического учета с данными первичных документов.
ДАФ обеспечивает ограниченный доступ к учетной информации введением пароля. При использовании ДАФ есть возможность анализировать информацию с использованием базы знаний, которая обеспечит бухгалтера не только автоматизированным отражением управленческих решений, но и в диалоговом режиме осуществит подсказку о наличии отклонений и изменений от установленных нормативных документов. В диалоговом режиме в случае потребности информационная система осуществляет самообразование пользователя и предоставляет помощь в методологическом плане отображения информации о действиях бухгалтера.