Емкость рынка

Определение требований потребителей к товару

Изучение рынка

Понятие конкурентоспособности товара весьма емкое и многогранное и не может быть сведено только к технико-экономическим показателям изделия. Конкурентоспособности товар - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню его затрат на приобретение и потребление. Это способность то­вара соответствовать ожиданиям потребителей, способность быть проданным в присутствии других аналогичных товаров на рынке.

Основные составляющие конкурентоспособности товара:

1. Качество, включающее следующие компоненты:

- технико-экономические показатели качества продукции;
- качество технологии изготовления продукции;
- эксплуатационные характеристики;
- экологические, эргономические и эстетические характеристики;
- соответствие продукции обязательным стандартам качества;
- патентная чистотаи патентная защита товара.

2. Цена приобретения.

3. Экономическая составляющая, отражающая экономичность то­вара в эксплуатации.

4. Престижная составляющая, учитывающая имидж и престиж фирмы-изготовителя и страны-изготовителя.

Емкость рынка в простейшем понимании этого термина пред­ставляет объем реализуемых товаров в течение года (в физическом или стоимостном выражении)

Емкость рынка по данному товару Е может быть рассчитана по следующей формуле:

Е = К х Т,

где

К – количество потребителей данного товара на данном рынке;

Т – количество данного или аналогичного товара, потребляемое одним потребителем в год.

Определяя емкость рынка, предприятие, выходящее на этот рынок, не вправе рассчитывать на полную ее величину, принимая во внимание присутствие и работу на рынке фирм-конкурентов. Поэтому важно также иметь данные о собственной доле на данном рынке (если предприятие уже присутствует на нем) и произвести расчет возможной доли на рынке в будущем (при выходе на рынок или при оценке результатов будущей своей деятельности).

Объем спроса – это возможность рынка поглотить товар. В отличие от емкости рынка, которая маркетологами воспринимается чаще всего как возможность реальная, спрос может быть активным, т.е. платежеспособным, реальным и потенциальным, который желательно «разбудить» и превратить в составляющую часть реальной емкости рынка.

Предложение на рынке складывается из объемов товаров, предлагаемых к продаже продуцентами и продавцами.

При этом очень важный показатель при изучении рынка - соотношение спроса и предложения по конкретному товару, поскольку этим во многом определяется уровень цен на него, а также характер самого рынка. Например, если спрос превышает предложение, то рынок характеризуется дефицитом и носит название «рынок продавца». В этой ситуации именно продавец имеет преимущественные позиции при продаже и заключении контракта или торгового договора.

Если, наоборот, предложение превышает спрос, то рынок носит название «рынок покупателя», и в этом случае именно покупатель имеет преимущественное положение при покупке и заключении контракта.

Важным вопросом является также изучение эластичности спроса (по цене и др. факторам).