Основные направления современной исторической науки.

На протяжении длительного времени, вплоть до XIX в., историков интересовали войны, восстания, политические преобразования, деятельность выдающихся людей. Отношения простых людей, различные стороны экономического бытования долгое время находились на периферии исследовательских интересов.

На протяжении XX в. в сознании многих людей в самых разных странах про­изошли серьезные изменения. Историческая наука не могла не отразить эти слож­ные изменения.

Методологическую революцию в мировой исторической науке связывают с творчеством французских ученых Люсьена Февра (1878-1956) и Марка Блока (1886-1944), которые с 1929 г. выпускали научный журнал «Анналы социальной и экономической истории». Ученые школы «Анналов» начали широко применять междисциплинарный подход. Они привлекли к совместной исследовательской работе представителей других общественных наук — экономики, социологии, социальной психологии и др. Тотальная («глобальная») история формировалась как история целостная, синтетическая, нацеленная на изучение истории людей и от­дельных человеческих сообществ, всех аспектов их жизни и деятельности. Истори­ки школы «Анналов» перестали делить жизнь людей на политическую, хозяйствен­ную, религиозную и другие сферы. Они стали воссоздавать стереоскопическую, многоуровневую и «очеловеченную» картину исторического прошлого. М. Блок многое сделал для распространения компаративного (сравнительно-историче­ского) подхода. На место истории-рассказа, в соответствии с принципом «Исто­рик не тот, кто знает, а тот, кто ищет», стала приходить история-проблема.

Во второй половине XX в. на основе междисциплинарного взаимодействия сформировалась «новая история», или «новая историческая наука». Для этого на­правления характерным стало критическое отношение к позитивизму и марксизму. Историки этого направления выступали против событийно-описательной истории и объяснения событий прошлого действием универсальных закономерностей. Крупнейший французский историк, основатель «Дома наук о человеке» (1962), Фернан Бродель (1902-1985) главное значение придавал творческой активности историка. Путем нового отбора и интерпретации источников историки призваны изучать все, из чего складывается жизнь человека, включая взаимоотношения, желания, идеалы, ценности и правила, регулирующие индивидуальное и коллек­тивное поведение. Так возникло понятие «история ментальностей».

Появление такого направления в исторической науке как «новая социальная история» связано с пониманием истории как социального взаимодействия людей. Важную роль сыграло использование терминологического аппарата социологии, описывающей внутреннее состояние общества, его отдельных групп и отношений между ними. В 80-е гг. XX в. в русле социальной истории появились такие суб­дисциплины, как «новая рабочая история «история женщин», «крестьянские иссле­дования», «локальная» и «устная» истории. Локальные исследования, в центре ко­торых оказалась семья, локальные общины, стали называть микрокосмическими.

Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человече­ского сознания.

Применение культурологического или социокультурного подхода, методов культурной антропологии, социальной психологии, лингвистики, признание активной роли языка, текста в описании исторической реальности привело к воз­никновению «новой культурной истории», близкой к исторической антропологии. Это позволило лучше представить то, как именно люди прошлого вели себя по отношению друг к другу, что именно считалось нормальным или аномальным в раз­личные исторические периоды и т. д. Стала интенсивно разрабатываться история интеллектуальной жизни, история ментальностей (коллективных автоматизмов исторического сознания), история ценностных ориентаций.

В рамках новой культурной истории появилась и приобрела значительный размах гендерная история. В 60-е гг. XX в. внимание исследователей привлекло женское движение, возникшее в XIX в. До середины 70-х гг. XX в. исследователи стремились «восстановить историческое существование женщин», написать осо­бую «женскую историю». Они, в соответствии с модными феминистскими теория­ми, считали, что женщины в исторической ретроспективе незаслуженно оказались «в тени» мужчин. В 80-е гг. XX в. появляется понятие тендер (англ. gender — род), существенно отличающееся от понятия «пол». Предметом гендерной истории являются не просто «женские проблемы», но изучение важнейших институтов социального контроля, с помощью которых в конкретных исторических социумах регулируется неравное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа, обеспечивается социальный порядок, основанный на тендерных раз­личиях. В тендерных исследованиях важное место занимает проблема соотноше­ния приватного и публичного. Исследуется «women ,s power» (власть женщин), т. е. их роль в экономике, воздействие на принятие политических решений и т. д.

До последнего времени в исторической антропологии недостаточно внимания уделялось самоидентификации личности, личному интересу, индивидуальному выбору. На вопрос о том, каким образом унаследованные культурные традиции, обычаи, представления определяют поведение людей в специфических истори­ческих обстоятельствах, дают ответ работы, выполненные в рамках «новой био­графической истории». Анализ индивидуального сознания, опыта, деятельности раскрывается через исторические биографии. Историки пытаются понять своих героев в контексте тех эпох, в которых они жили. Персональная история — это не просто биография исторического персонажа. Это жанр исторического исследова­ния. Это история, показанная через историческую личность.

К числу популярных современных направлений относится история повсе­дневности. Предметом исследований стала частная жизнь в самых разных про­явлениях — отношения между родственниками, условия существования и труда, эмоциональная жизнь людей и т. д.