ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

История стала наукой только тогда, когда появились различные концепции, объясняющие смысл, тенденции исторического развития. Оформилось понятие методологии истории, или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания.

Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования, как научность, объективность, историзм, диалек­тика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации исто­рии, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию.

Долгое время в истории главное внимание обращалось на правления монархов, крупные войны, события религиозной жизни. Историю вели от сотворения мира. Затем на исторической сцене появились Адам и Ева, Ной с семейством до и после всемирного потопа. У христиан рождение Иисуса Христа стало считаться началом нашей (новой) эры. У мусульман летоисчисление ведется с 622 г. н. э., с хиджры, т. е. бегства Мухаммеда из Мекки в Медину.

В советской историографии преобладал формационный подход, (Формация - стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая этой стадии и определяемая способом производства.
лат.Formatio – вид
) в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабо­владельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. И. Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил, которое через социальную революцию заставляет меняться более консервативные производственные отноше­ния. В пролетариате, классе, лишенном собственности, марксисты видели будущего устроителя жизни на принципах Свободы, Равенства и Братства.

В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход (Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный)), в соот­ветствии с которым в мировой истории выделяется разное количество историче­ских сообществ. Русский ученый Н. Я. Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Д. Тойнби (1889-1975) оста­новился на 13 синхронных и эквивалентных по реа­лизовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры».

  А. Д. Тойнби- английский историк цивилизаций

Цивилизацию можно определить как способ жиз­недеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т. д.). Современное и наиболее точное понятие «цивилизация» — качественная специфика (своеобразие материальной, духовной и социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества. Российская цивилизация возникла от­носительно поздно. Среди российских и зарубежных историков есть сторонники различной классификации цивилизационной принадлежности России. Кто-то относит российскую цивилизацию к западному типу, кто-то видит в российской цивилизации черты восточного цивилизационного типа. В 20-х гг. XX в. группа авторов стала рассматривать Россию как евразийскую цивилизацию. Немало исследователей говорит об уникальной и единственной рос­сийской (русской) цивилизации как самобытном и самодостаточном явлении в ми­ровой истории. Вызывает споры реальность и характер «советской цивилизации».

В отечественной исторической науке всегда была сильна «государственная шко­ла». Наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя.