Оценка психического и физического развития ребенка

Оценка нервно-психического развития ребенка осуществляется по трем параметрам: «возрасту соответствует», «отстает» или «опережает возраст». При осмотре ребенка отмечается состояние кожи и видимых слизистых, их окраска, наличие воспалительных явлений, сухость или повышенная влажность. Жироотложение определяется как нормальное, избыточное или недостаточное. Тургор мягких тканей определяется как нормальный или сниженный. Мышечная система характеризуется степенью развития мускулатуры, тонусом и силой мышц. Развитие мышечной системы определяется при наружном осмотре контуров мышц плечевого пояса, туловища, ног и оценивается как хорошее, среднее и слабое. У детей 2,5 -3 лет уже можно определить мышечную силу при помощи специального динамометра: ребенок берет его в руку стрелкой к ладони и, вытянув руку в сторону, максимально сжимает. Измерение силы мышц–разгибателей туловища проводится также у детей с 3-4 лет. Но показатели ее невысоки, что обусловлено неумением детей прилагать максимум усилия. Уже с 5-6 лет отмечается равномерное нарастание показателей от года к году. Измерение силы на обеих руках и становой динамометрии следует повторить 2-3 раза и фиксировать наибольший результат.

При медицинском осмотре у детей с 3-4 лет следует определять жизненную емкость легких методом спирометрии. Для получения достоверных результатов нужно предварительно обучать детей умению делать глубокий вдох и достаточный выдох. Ребенок делает три попытки, из которых фиксируется лучшая. ЖЕЛ отражает силу мышц грудной клетки, диафрагмы, брюшной стенки. Ее показатели, определяемые в динамике, позволяют установить возрастной уровень развития и влияние средств физического воспитания. У детей 3-7 лет показатели развития движений характеризуют уровень физической подготовленности на каждом году жизни. Результаты оценки развития двигательных навыков и качеств обязательно учитываются при определении уровня физического развития, так же и физиометрические показатели (мышечная сила и жизненная емкость легких). Важным показателем для здоровья ребенка является оценка состояния осанки и стопы.

При обследовании осанки нужно, чтобы ребенок стоял в обычной, естественной позе, не напрягаясь, слегка расслабив мышцы верхних конечностей и туловища. Осмотр ребенка проводится в трех положениях: спереди, сбоку и сзади. При осмотре спереди определяется положение головы (правильное, наклон в сторону или вперед), контуры и уровень плеч(симметричные, развернутые, сведенные). При осмотре грудной клетки отмечается ее форма (нормальная,цилиндрическая,бочкообразная,плоская,впалая,узкая,«куриная»,асимметричная. При осмотре сзади обращается внимание на положение плеч и лопаток (асимметрия надплечий, различное стояние углов лопаток). Важное значение для формирование осанки имеет форма спины: она может нормальной, с естественными изгибами позвоночника, но могут встречаться и различные искривления – кифозы, лордозы, сколиозы. При сглаживании естественных изгибов позвоночника спина называется плоской. Значительно отстающие лопатки называются как крыловидные. При равномерном увеличении изгиба позвоночника назад от шеи до поясницы спину называют круглой. При осмотре сбоку определяют смещение туловища кпереди от средней линии, форму живота, спины, положение тазобедренных и коленных суставов. Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость, выступающий за линию груди живот на 3-5 см).

Форма ног отмечается как нормальная, когда внутренние поверхности коленей и пяток при стойке прямо соприкасаются. Если при сомкнутых пятках и носках колени не сходятся, то ноги называются О-образными; если колени сходятся, а пятки нет, то Х-образные. Стопа ребенка отличается большим развитием жировой ткани на подошвенной стороне, чем у взрослого, она более широка и коротка и при осмотре кажется плоской. Изменение формы свода стоп приводит не только к местному ухудшению их функции, но и по мере дальнейшей деформации стопы к изменению положения таза, нарушению правильности стояния позвоночника, что ведет к дефектам осанки.

Работоспособность организма и степень его тренированности определяются главным образом функциональными возможностями энергообеспечивающих систем организма – сердечно-сосудистсой и дыхательной. При обследовании учитывают влияние отдельных занятий на организм ребенка и отмечают особенности ответных реакций по данным пульса и показателям внешнего дыхания, а также изменение эмоционального тонуса и общего самочувствия детей до занятий, во время их и по окончании. Пульс и дыхание подсчитывают перед занятием и тотчас после него. Подсчет пульса проводят по 10-сек. Интервалам, число дыханий считают в течении 30 ссек. После занятий подсчет проводят до тех пор, пока частота пульса и дыхания не возвратятся к исходным величинам. У детей раннего возраста реакция оценивается как благоприятная, если тотчас после занятия отмечается учащение пульса на 15-20% по отношению к исходной величине и учащение дыханий на 10-15 в 1 мин. Без нарушения их нормального характера. Время возвращения всех показателей к исходным данным не должно превышать 2-3 минуты.

С 3-х лет у детей проводятся функциональные пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Проба Мартине-Кушелевского -20 приседаний (глубоких) за 30 сек., проба степ-тест – 30 восхождений на ступеньку в течении 1 мин., длительность пробы -2 мин.

Влияние мышечной нагрузки оценивается:1) по изменению показателей сердечно-сосудистой системы (частота пульса, артериального давления) и частоты дыхания сразу после нагрузки и 2) по времени восстановления этих показателей к исходному уровню. Благоприятная проба считается при учащении пульса после нагрузки на 25-50% и повышении максимального артериального давления на 5-15 мм. рт.ст., минимального –снижения на 5-10 мм рт. ст. или сохранении его без изменения, увеличении частоты дыханий в 1 мин. Возвращение всех показателей к исходному уровню отмечается на 2-3 мин.

Отклонение от нормальной реакции следует считать учащение пульса более чем на 60-70% и увеличение минимального и максимального давления более чем на 10 мм.рт.ст. Оценка состояния здоровья детей с учетом данных функциональных проб позволяет правильно определить возможности детского организма и дозировать физические нагрузки.

Таким образом, умение определять работоспособность ребенка, его физическое развитие позволит будущему специалисту по физическому воспитанию судить о том, что необходимо для исправления обнаруженных отклонений и дальнейшего совершенствования. Навыки в исследовании, например, пульса, артериального давления, дыхания, в анализе результатов функциональных исследований помогут определить воздействие физических нагрузок на организм детей, чтобы на основе этого правильно строить учебно-воспитательный процесс.

Контрольные вопросы и задания

1. Обоснуйте, как можно измерить двигательную активность ребенка и чем?

2. Какие гигиенические требования должны соблюдаться в ДОУ к занятиям и с/инвентарю?

3. Раскрыть задачи врачебного контроля и его медицинские обследования в ДОУ.