Характеристики физических упражнений

Характеристики физических упражнений

.2. Классификация физических упражнений

Пространственная характеристика двигательных действий.Движения человек выполняет в пространстве. К пространственным характеристикам относятся: исходное положение и положения тела и его частей во время выполнения упражнения, траектория движения.

Исходное положение– выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимодействующих сил. Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение. Принятое исходное положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц. При принятии исходного положения в теле или отдельных его частях наблюдается статическое напряжение. Некоторые исходные положения и статические позы имеют самостоятельное значение, например стойка «смирно». В работе с детьми используются разнообразные исходные положения: для ног – ноги вместе; на ширине плеч или слегка расставлены и т.д.; для рук – руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.

Траектория движения– путь движущейся части тела или предмета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи. В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения.

По форме траектории бывают прямолинейные и криволинейные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется развивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодоления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

Направление движения. Направление движущихся частей тела влияет на эффективность воздействия физических упражнений, выполнение двигательной задачи. Направление движения определяется по отношению к собственному телу. Их принято называть парно-противоположной терминологией – «вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево». Направление сгибательных движений определяют по плоскостям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, вперед, вправо-влево; для движений в линейной плоскости: наклоны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в горизонтальной плоскости: например, повороты направо, налево. Применяются также промежуточные направления (например, вполоборота налево и др.).

Амплитуда движения – величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линейными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полуприседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги). Амплитуда движений зависит от строения костей, суставов, эластичности связок и мышц. Подвижность сочленения, которая достигается сокращением мышц, называют активной. Подвижность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Величина пассивной подвижности больше активной. В жизни и в практике физического воспитания максимальная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требуется добавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.

Пространственно-временные характеристики.Скорость движения определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей тела. Если временные характеристики не будут соответствовать требованиям двигательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено. От степени своевременности и согласованности всех движений во времени в составе сложного двигательного действия зависит возможность его выполнения и конечная эффективность. В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять скоростью движений: выдержать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.

Временные характеристики.К временным характеристикам относится длительность выполнения упражнений и его отдельных элементов, отдельных статических положений и темп движения. Каждое упражнение выполняется в течение определенного времени и в определенной временной последовательности. По длительности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его. Большое значение имеет темп движений – количество движений в единицу времени или частота повторения циклов движений. Изменение темпа движений приводит к увеличению или уменьшению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т. д. Под воздействием систематических упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.

Ритмическая характеристика.Ритм – одно из условий жизни, он проявляется во всем, формируя цикличность. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления является показателем правильности выполнения физического упражнения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Основу ритма составляет закономерное расчленение временной последовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал известный психолог Б.М.Теплов.

Ж. Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело человека. Каждый ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические движения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через скакалку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физическими упражнениями можно изменить соотношение длительности активных и пассивных частей движения. Чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильного, экономного решения двигательной задачи. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики движений.В теории физического воспитания широко используются количественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики. Они представляют собой комплекс частичных признаков в их единстве. Качественные характеристики многообразны, тем не менее, некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.

Точность движения – это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

Экономные движения – движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Энергичные движения – движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.

Плавные движения – движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.

Выразительность движения – выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

Воспитание выразительности движений имеет огромное значение, поскольку обеспечивает: управление психическими процессами; установление связи между внутренними переживаниями и внешними проявлениями; развитие психики, психофизических качеств; развитие отделов коры головного мозга; гармонизацию личности и т.д. Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры.

.2. Классификация физических упражнений

Классификация – это распределение физических упражнений по группам и подгруппам в соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют много общих признаков. Важно установить главный признак, по которому следует разделить упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным признакам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений, отбирать из них нужные в соответствии задачами. Одна из классификаций в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения является: гимнастика, игры, спорт и туризм.

Гимнастиказанимает значительное место в системе физического воспитания. Она подразделяется на оздоровительную или общеразвивающуюся (основная, гигиеническая, атлетическая), спортивную (акробатика, художественная и спортивная) и прикладную (профессионально-прикладная, военно-прикладная, спортивно-прикладная, гимнастика на производстве, ЛФК).

Специфические особенности гимнастики: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы; возможность точной дозировки нагрузки; использование физкультурных снарядов, инвентаря; проведение упражнений под музыку и их разнообразие.

Подвижная игра – это сложная деятельность, выполняемая в неожиданно изменяющихся условиях и ситуациях, обусловленная установленными правилами, направленными на выявление конечного итога или количественного результата. Подвижные игры отличаются особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя физические качества. Это приводит к закреплению двигательных навыков. В игре деятельность детей организуется на основе образного сюжета или игровых заданий, которые побуждают ребенка с большим удовольствием выполнять упражнения. Выполнение правил игры вызывает взаимообусловленность поведения, содействует воспитанию нравственных качеств. В игре детям предоставляется возможность проявить самостоятельность в выборе способа выполнения действия.

Спорт-это достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов. Он предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам человека. Поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития при условии соответствующей физической подготовленности и состояния здоровья. спорт содействует физическому совершенству и способствует воспитанию морально-волевых качеств. С детьми дошкольного возраста используются различны6е упражнения из гимнастики ( строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения); спортивные упражнения (ходьба на лыжах, катание на коньках и велосипеде, плавание); спортивные игры (настольный теннис, бадминтон, городки). В результате этого создается база для дальнейших занятий физическими упражнениями и различными видами спорта в последующий возрастной период.

Туризмпозволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного возраста организуются прогулки за пределы участка и за город с использованием различных способов передвижения (пешком, на лыжах, на велосипедах). В пути, на остановках могут применять спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом и т.д. Выполнение физических упражнений на воздухе повышает их оздоровительный эффект.

Следующая классификация по преимущественному развитию физических качеств, которые группируются на упражнения для развития ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости. Упражнения могут распределяться по использованию снарядов, предметов. Существует классификация по анатомическому признаку (упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног и т.д.).

Классификация по структурному признаку: упражнения циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические упражнения (ходьба, бег, плавание и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью элементов движения в цикле. В ациклических движениях (метание, прыжки) каждое упражнение является законченным действием. В смешанных движениях (прыжки в высоту и в длину с разбега) соединяются циклические с ациклическими.

В биомеханике делят упражнения на поступательные (прыжки в длину с разбега); вращательные (метание диска) и т.д. В физиологии упражнения различают по мощности выполненной работы: малой, средней, большой, субмаксимальной и максимальной.

Кроме того, упражнения делятся на естественные (ходьба, бег), которые применяются в повседневной жизни. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания: упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (бег на месте, упражнения на брусьях, кольцах, со скакалкой).

Упражнения делятся на динамические и статические. Динамические упражнения связаны с перемещение тела в пространстве. Статические упражнения основаны на длительном мышечном напряжении в одном положении ( стойка на голове, на руках).

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите цель физического воспитания.

2. В чем состоят задачи физического воспитания ребенка?

3. Перечислите средства физического воспитания.

4. Дайте характеристику физических упражнений.

5. Определите следующие понятия: форма, содержание, техника физических упражнений.

6. Дайте характеристики физических упражнений: пространственную, временную, ритмическую.