Физическое развитие

Лекция 5. Возрастные особенности развития организма ребенка

План:

1.Физическое развитие дошкольника

2.Развитие опорно-двигательного аппарата

3.Развитие центральной нервной системы

4.роазвитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Дети 5-7 лет относятся к старшему дошкольному возрасту. Этот возраст имеет свои особенности в физическом развитии, а также и в функциональном. Большое значение для дальнейшего развития детей имеет физическое воспитание. Возрастные особенности детей данной группы имеют достаточную двигательную базу для достижения хорошего физического развития, повышения уровня физической подготовленности и укрепления здоровья.

В этом возрасте дети овладевают различными движениями, приобретают теоретические знания основ физической культуры, умеют выполнять упражнения осознанно, действовать в коллективе, изменять и перестраивать двигательную деятельность в зависимости от условий и ситуаций. В процессе занятий, игр, гимнастики, ребенок проявляет волевые усилия, у него развиваются психические функции и творческие способности. Именно, в этом возрасте необходимо повысить роль педагогического воздействия в процессе физического воспитания. Знание физического развития, развития функциональных систем, в том числе двигательной способствует успешному обучению и воспитанию в ДОУ.

Организм ребенка отличается от организма взрослого выраженными особенностями строения и функций органов. Главное отличие заключается в том, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Не вдаваясь в детали, под ростом подразумеваются, главным образом, происходящие количественные изменения организма. Под развитием в первую очередь качественные изменения, такие как процесс дифференцировки органов и тканей. Постепенно нарастая, количественные изменения приводят к качественным, в чем собственно и проявляется единство и взаимозависимость роста и развития.

Основные показатели физического развития ребенка оцениваются путем сравнения величины его роста, массы тела с нормами, представленными в стандартных таблицах, которые периодически составляются на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности. Используются различные методы.

Наблюдение за ребенком позволяет проследить общие закономерности его роста и развития. Наибольшая активность процессов роста и увеличения массы тела приходится на ранний возраст. Чем старше ребенок, тем интенсивность их меньше, за исключением пубертатного периода. Рост и нарастание массы тела у детей идут неравномерно. В медицинской и антропологической литературе распространено положение о волнообразности этих процессов, выражающейся в том, что периоды « округления» сменяются периодами « вытягивания» -, т.е. усиленного роста. Периоды « округления» наблюдаются в возрасте 1-4 и 8 –10 лет, периоды «вытягивания» -5-7 и 11-15 лет ( Т.Салми,1960, А. Андронеску, 1970;). Кроме того, отмечаются сезонные колебания: весной и летом прирост длины тела ускоряется, нарастание массы замедляется, осенью усиливается прирост массы тела при более медленном увеличении длины , зимой длина и масса тела растут примерно одинаково. Указанные колебания в значительной мере связаны с характером питания и образом жизни ребенка в разное время года ( Н.И. Полина, 1987).

Существуют закономерности градиентов роста, меняющие пропорции тела. Скорость роста увеличивается в цефало-каудальном направлении. Наиболее интенсивно растут кисти, стопы, голени и предплечья, менее – бедра, плечи, туловище, еще медленнее – голова ( И.И. Саливон, Н.И. Полина, О.В.Марьина, 1989). Так, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних –в 4, туловища – в 3, высота головы – в 2 раза. В результате изменения пропорций тела перемещается средняя точка его длины. У недоношенного ребенка она определяется над пупком, у доношенного – почти на пупке, у 6-летнего – на середине между пупком и симфизом, у взрослого – на симфизе. В процессе роста ребенок из относительно большеголового, коротконогого, длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, динноногого, короткотуловищного. До периода полового созревания общее увеличение длины тела ребенка происходит в основном за счет роста ног, после него – преимущественно за счет увеличения длины туловища, причем в это время интенсивно утолщается кость и нарастает мышечная масса. Особенностью изменения пропорций тела ребенка является то, что при увеличении какого –либо сегмента соседние пропорционально сокращают свой рост.

К показателям физического развития относят: рост, массу, окружность головы, грудной клетки. Их называют антропометрическими показателями. Для каждого возрастного этапа характерна их определенная величина.

Рост определяется делением клеток, что вызывает увеличение их количества, объема клеток и межклеточного вещества. Интенсивность этих процессов зависит как от особенностей генотипа, так и воздействий окружающей среды

Возрастные изменения пропорций тела протекают неравномерно. У новорожденного длина головы составляет ¼ часть общего роста, у 2-х летнего – 1\5, у 6-летнего – 1\6, а у взрослого человека – ⅛ часть. Срединная точка у новорожденного лежит в области пупочного кольца и с возрастом смещается к середине между ним и лобковой костью. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 роста. К 7 годам ноги с 18 см удлиняются до 62-63 см. Длина рук возрастет до 52-54 см. Гораздо менее изменится длинна туловища, к 8 годам она становится равной 36.9 см. В то же время, многие показатели физического развития (компонентный состав тела, силовые, скоростно-силовые, гибкость, и др.) сравнительно легко изменяются в процессе физического воспитания.

К одним из основных разделов физического воспитания относятся проблемы роста и развития ребенка. Медицинские работники, педагоги, воспитатели, инструкторы по физической культуре в ДОУ должны четко знать о возрастных особенностях показателей детей и целенаправленно воздействовать с помощью физического воспитания на рост показателей физического развития и подготовленности дошкольников.