Система физического воспитания ребенка в советский период

Идеи П.Ф.Лесгафта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А.Аркин(1873-1948), профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист. Е.А.Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И.М.Сеченовым и И.П.Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени. Л.И.Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды П.Ф.Лесгафта и В.В.Гориневского. Она, опираясь на анатомо-физиологические и психологические особенности ребенка, определила гигиенические нормы его воспитания и обучения. Е.Г.Леви-Гориневская, продолжая разработки предшественников, создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста. Ею совместно с А.И.Быковой написана книга «Закаливание организма ребенка».

А.И.Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А.И.Быкова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов. Она совместно с Н.А.Метловым, М.М.Канторович, Л.И.Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений.

Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А.Метлов. Образованнейший человек, он окончил юридический факультет МГУ, Московскую консерваторию. Вся жизнь его была посвящена детям: работая на общественных началах в дошкольных учреждениях, Н.А. Метлов организовывал там великолепные, зрелищные, радостные спортивные праздники. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. Среди важнейших его публикаций следует отметить «Утреннюю гимнастику в детском саду». Совместно с профессором В.Ф.Невским он исследовал психофизиологические основы и содержание утренней гимнастики. В 60-е годы им написан учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания» а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку». С 1924г. Н.А. Метлов преподавал предмет «Гимнастика и подвижные игры» в МГПИ им. В.И.Ленина (ныне МГПУ). Первые программы по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и детских садов вышли с его участием.

Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В. Кенеман(1896-1987). Она начала работу преподавателя МГПИ, имея за плечами огромный опыт педагогической работы с детьми. На базе новейших исследований в области педагогики и психологии А.В. Кенеман разрабатывает научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. Благодаря ее изысканиям в 1968г. значительно расширяется объем курса «Гимнастика и подвижные игры» и его переименовывают в Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста». Рассматривая физическую культуру как одно из достижений человечества, А.В. Кенеман убедительно раскрывает важность формирования двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что именно в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов, умение ребенка быстро реагировать на изменение условий, приспосабливаться к ним, развивать активность мысли, быстроту и четкость реакции, ориентировку в окружающей среде.

Большое место в трудах А.В.Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Ее работы в этой области опирались на разработанный П.Ф.Лесгафтом принцип осознанности. Раскрывая закономерности, методы и приемы успешного обучения, А.В.Кенеман обосновала поэтапность разучивания движений. Под ее руководством в 1960г. была создана методика использования сюжетного рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Данная методика широко используется в работе с детьми до настоящего времени. Ценность ее в том, что, воздействуя на фантазию и воображение, она вводит ребенка в игровой образ. Методологические подходы к подвижной игре, созданные А.В.Кенеман, продолжили ее ученики, отразившие свои изыскания в кандидатских диссертациях на эту тему (Л.М.Коровина, Н.В. Полтавцева, Э.Я.Степаненкова). Особо следует отметить заслугу А.В. Кенеман в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве с Д.В.Хухлаевой. Он выдержал три издания (1975, 1978, 1085) и получил II премию за лучшую научную книгу и диплом ВДНХ. Учебник сыграл важную роль в совершенствовании подготовки специалистов по физической культуре. А.В. Кенеман сотрудничала с практиками, вела большую научно-методическую работу. С 1968 по 1985г. она возглавляла научно-методическую комиссию по теории и методике физического воспитания при Министерстве просвещения СССР. В комиссии работали ведущие специалисты, практики, преподаватели теории и методики физического воспитания в вузах и педучилищах: М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.П.Лескова, Н.В.Полтавцева, Э.Я.Степаненкова, П.П.Буцинская, В.И.Васюкова. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В.Хухлаева. Ее работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий для дошкольного учреждения в МГЗПИ, где Д.В.Хухлаева преподавала теорию и методику физического воспитания, способствовали подготовке огромной армии специалистов для дошкольных учреждений.

Важную роль в развитии физического воспитания ребенка в советский период сыграли также многочисленные научно-исследовательские институты и центры по дошкольному воспитанию при Академии педагогических наук СССР и МЗ СССР с их высокопрофессиональными кадрами, всячески способствовавшими углублению и совершенствованию практической работы в дошкольных учреждениях: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (А.В.Запорожец, Ю.Ф.Змановский, Н.Н.Поддъяков, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, Н.Т.Терехова, Е.А.Тимофеева, Е.Н.Вавилова, А.М.Фонарев, Т.Л.Богина, М.А.Рунова); НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР (С.М.Громбах, Г.П.Юрко, Л.Б.Ященко, В.В.Белоярцева); Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (Е.А.Сагайдачная, М.А.Рунова), а также многие замечательные педагоги, энтузиасты своего дела как в Москве (Д.В.Хухлаева, Т.С.Яковлева, Е.А.Сагайдачная, Э.Я.Степаненкова), так и в других городах нашей страны (Г.П.Лескова, Н.А.Ноткина (Санкт-Петербург), Н.В.Полтавцева (Ульяновск), Н.И.Бочарова (Орел), Т.С.Казаковцева (Киров), Н.В.Алябьева (Мурманск), З.И.Нестерова (Щадринск), О.И.Кокарева (Тула) и многие другие). Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф.Литвинова, Т.Ф.Саулина и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Как решались проблемы физического воспитания в педагогических системах древней Европы и Азии?

2. Каковы особенности развитии теории физического воспитания в России XVII-XIX вв.?

3. Кто является основателем теории физического воспитания в России?

4. Назовите ученых, внесших вклад в теорию и методику физического воспитания ребенка в советский период.

Раздел 2. Анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности дошкольников