Зарубежные системы физического воспитания ребенка в средние века

В эпоху Возрождения гуманисты, признавая ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, восхищаются красотой тела. Так, известный художник эпохи Возрождения Альберти писал, что созданные художниками изображения богинь представляются нам красивыми только потому, что они отражают красоту живых женщин, которые были натурщицами. Леонардо да Винчи восхищался красотой окружающего мира, однако считал, что человек – самое прекрасное творение природы.

В первой половине XV в. итальянец Витторино да Фельтре создал школу, названную им «Домом радости», в которой ученикам была предоставлена возможность получать как умственное, так и физическое воспитание. В XV в. Французский гуманист Франсуа Рабле написал книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой обращал внимание на необходимость физических упражнений, чередуемых с умственными занятиями, прогулками по окрестностям и разумными развлечениями. Рабле считал, что каждый человек имеет право на физическое совершенствование, здоровье, жизнерадостность, а физическое воспитание должно организовываться так, чтобы дети в процессе воспитания не только получали физическую закалку, но и выполняли все физические упражнения без принуждения, испытывая при этом радость. Вместе с тем он уделял особое внимание и гигиеническому воспитанию детей, указывая на необходимость приучать их с ранних лет мыть тело и чаще менять одежду. Физическая нагрузка, по его мнению, окажется полезной в том случае, если она будет постепенно увеличиваться, за менее сложными движениями должны следовать более сложные.

В конце XVI в. итальянский гуманист Иероним Меркуриалис создал первое руководство по гимнастике. Гимнастику он рассматривал как важное средство в укреплении здоровья человека и подготовке его к несению военной службы. Меркуриалис активно пропагандировал гимнастику, считая ее прекрасным искусством, с помощью которого можно воспитывать «божественно храбрых людей». Будучи врачом, он утверждал, что физические упражнения способны изменять даже конституцию человеческого тела, исправляя его дефекты, как природные, так и приобретенные в результате неправильного образа жизни. Однако произведения гуманистов были недоступны широким массам, к тому же они были написаны на латинском языке. Да и само воспитание, предлагаемое ими, было рассчитано в основном на обеспеченных людей. Ближе к чаяниям народа стояли первые социалисты-утописты – англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелла. В своих книгах о вымышленных государствах, построенных на принципах социалистического общества, они предсказывали идею всестороннего воспитания (умственное, нравственное и физическое) для подготовки к труду и с помощью труда. Воспитание человека должно начинаться с самого раннего возраста. Вот что писал по этому поводу в своей книге «Город Солнца» Кампанелла: «По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются их члены. При этом до седьмого пота они ходят всегда босиком и с непокрытой головой». Для физического воспитания Кампанелла избрал игры, которые были широко распространены среди народа. В человеке, получившем хорошее физическое и умственное воспитание, он видел образец совершенства.

Социалисты-утописты нашли своих последователей в ряде стран Европы. Наиболее ярким представителем среди них был выдающийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский(1592-1670), который уделил значительное внимание физическому воспитанию. Он считал, что без физического воспитания немыслимо нормальное духовное развитие. Больной человек не может стать всесторонне развитым – таков был его вывод. В книге «Мир чувственных вещей в картинках» он ярко выразил возможные формы физического воспитания, высказал смелую для того времени мысль, что любого ребенка, независимо от его происхождения, можно воспитать как всесторонне развитого, физически крепкого человека. Позже он обобщил свой педагогический опыт в книге «Энциклопедия видимого мира».

Коменский был уверен, что формирование человека должно начинаться в раннем детстве. Усвоенное в этом возрасте особенно прочно. По утверждению Коменского, сам человек есть не что иное, как гармония в отношении тела и души. Как и сама Вселенная есть подобие огромного механизма, столь искусно составленного из множества колес и звуковых приборов, что, в общем для непрерывности движений и для гармонии одно сочетается с другим, - таков и человек. Что касается тела, устроенного с изумительным искусством, то первым двигателем является сердце, источник жизни и действий, от которого остальные члены получают движение и меру движений. Силой, вызывающей движение, является мозг, который с помощью нервов, как бы шнуров, притягивает и отпускает остальные колеса (члены). А разнообразие деятельности внутри и вне заключается именно в этой самой соразмерности пропорции движений. В трудах Коменского уже четко проглядывали смелые, совершенно новые методы воспитания. Основой этих методов являлось физическое развитие, без которого немыслим человек, обладающий хорошим здоровьем. Взгляды Коменского были высоко оценены прогрессивными людьми его времени и более поздних периодов. Вопросам физического воспитания большое внимание уделял английский философ-материалист Джон Локк(1632-1704), который считал обязательным условием воспитания крепкое физическое развитие. Чем слабее тело, тем меньшей волей человек обладает, тем меньше у него возможностей достичь желанной цели. «Лишь в здоровом теле, - писал Локк, - может быть здоровый дух». Поэтому он считал, что физическое воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека, рассматривая его как самое первое воздействие взрослых на детей.

В сочинениях выдающегося французского мыслителя Жан Жака Руссо(1712-1778) также значительное место отводилось вопросам физического воспитания. Он призывал к тому, чтобы физическое воспитание начиналось с первых дней рождения человека. Основой физического воспитания, по его мнению, должны быть детские подвижные и физические упражнения. В его взглядах нашла свое отражение весьма «крамольная» для того времени мысль, что и женщина должна получить физическое воспитание. Руссо выступал против постоянного пребывания девочек дома, в закрытом помещении, лишенном свежего воздуха, предлагал воспитывать их, вовлекая в подвижные игры на свежем воздухе, рекомендовал ежедневные прогулки. «Они должны, - писал он, - играть, прыгать, бегать, кричать, как это свойственно их резвому возрасту». Отсутствие движений, в его представлении, калечило и тело, и душу. Руссо считал, что истинная грация – это непринужденность движений, свежесть и здоровье. Своеобразные взгляды на физическое воспитание имел швейцарский педагог Иоганн Песталоцци (1746-1827). Им была выдвинута теория, согласно которой человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. Цель воспитания, по его мнению, сводилась лишь к развитию этих способностей путем упражнений. Вместе с тем он считал, что в течение жизни человек не может приобрести никаких задатков, если они не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное представление омертвляло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взглядах Песталоцци были и прогрессивные мысли. Так, им был разработан аналитический метод физического воспитания; при физических упражнениях он предлагал он предлагал постепенный переход от более простых форм движения к более сложным. К простым, или элементарным, движениям Песталоцци относил движения в суставах. Отсюда основой физического воспитания он считал гимнастические упражнения, связанные с нагрузкой на суставы. Предложенные им гимнастические упражнения получили широкое распространение в ряде стран Западной Европы. Таким образом, первые социалисты-утописты и выдающиеся мыслители XVI-XVII вв. уже ясно себе представляли необходимость всестороннего развития личности, сочетающей в себе образованность и физическое совершенство.

В эпоху капитализма вопросам физического воспитания были посвящены работы передовых ученых, педагогов. Французский социалист-утопист Теодор Дезами(1803 -1850) писал, что для физического совершенствования нужна длительная систематическая работа, которая обеспечивает формирование двигательных навыков. Дезами, как и многие его предшественники, был сторонником раннего физического воспитания, причем он полагал, что физическое воспитание необходимо проводить с учетом возраста и пола и обязательно в процессе труда. Исходя из разных физиологических особенностей организма мальчиков и девочек, Дезами предлагал подготавливать их по разным программам. Он писал: «Для того, чтобы гражданское население состояло из одних только крепких и трудоспособных мужчин, необходимо обеспечить хорошим телосложением тех, кого природа предназначает дарить государству граждан. Необходимо, следовательно, посредством труда и физических упражнений предохранять организм женщин от износа».

Большое внимание вопросам физического воспитания уделял французский публицист, идеолог «мирного коммунизма» Этьенн Кабе(1788-1856) в книге «Путешествие в Икарию». В этой вымышленной им стране благодаря хорошему физическому воспитанию жили люди красивые и здоровые. Он писал, что дети там – прелестны, мужчины сильны и красивы, женщины очаровательны и божественны. Вполне обоснованно первые шаги в физическом воспитании ребенка он возлагал на матерей, но на матерей грамотных, знающих основы воспитания. Эти знания матери должны получать на специальных курсах. «Там обсуждаются тысячи вопросов, - писал Кабе, - относящихся не только к кормлению ребенка и отнятию его от груди, прорезыванию зубов, обучению ходьбе, его питанию, одежде и купанию, но и к развитию и усовершенствованию каждого его органа, так как убежден, что ребенок может быть известным образом также сформирован, как и растения и животные, и что пределы усовершенствования человеческого рода еще неизвестны». Кабе считал, что воспитание – процесс активный, что человеческий разум и опыт могут влиять на физическое воспитание, и, самое главное, он убежден, что физическое приносит пользу, когда оно всесторонне, причем оно не должно отрываться от воспитания умственного и нравственного. Особое значение он придавал различным детским играм, которые, по его мнению, ставят себе целью развить грациозность, силу и здоровье. Не менее интересны взгляды на воспитание еще одного социалиста-утописта – Шарля Фурье(1772-1837). В его трудах четко подчеркивается мысль о сочетании умственного и физического воспитания в процессе труда. Он утверждал, что «…воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных способностей, применять их все, даже развлечения, к производительному труду».

В конце XIX – начале XX вв. появилась система гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста, создателем которой был И.Мюллер. Она вызвала много споров, особенно со стороны врачей и сторонников других систем воспитания. Мюллер утверждал, что сила и разум каждого народа развиваются из телесного здоровья ребенка. Говоря о гимнастике для детей, он писал: «Растирание тела после ежедневного купания отлично действует даже на грудных детей, и такие манипуляции очень нравятся детям. Они улыбаются и чувствуют себя довольными, когда им разминают конечности или живот». Мюллер в работе с детьми широко использовал упражнения в дыхании по способу Сильвестра и Шеффера, статические позы, вращения туловища со сгибанием в стороны; кружение рук и ног, «ходьбу на руках», «тачку» и др. Купание, как уже указывалось выше, сопровождалось массажем или растиранием. Мюллер в своих работах ставил цель – дать в сжатой и конкретной форме программу физических упражнений, доступную каждому ребенку. Это была одна из первых зарубежных систем физических упражнений для детей от рождения до 4-5 лет.

В культурном наследии стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, в которых распространен буддизм, сохранилось немало систем психофизической тренировки. Будучи древней религией, буддизм оказал разностороннее влияние на духовное и историческое развитие Индии, Китая и других стран Азии. В них появляются разнообразные школы психофизической тренировки. В философском трактате «Бхагавад-Гита», написанном примерно за тысячу лет до н.э., впервые упоминается гимнастика йога.

Примерно к I в. До н.э. относится четырехтомное сочинение мудреца Патанджали, в котором были собраны все известные в эту пору сведения о йогах. Называлось оно «Йога-сутра», что означает «высказывания о йогах». В нем впервые подробно описаны диета, упражнения, психотренировка, мистические аспекты йоги и т.д. На пути очищения и совершенства существенное место отводилось хатха-йоге – комплексу физических и этических норм. В переводе с санскрита хат – «солнце», что символизирует жизненную силу, бодрость, энергию; ха – «луна», их бледное отражение, составная часть хатха-йоги представлена физическими упражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой, с целью управления физическими и психическими функциями организма. Несмотря на почтенный возраст, йога и сегодня чрезвычайно популярна на Востоке. В каждом городе Индии есть центры йогов, об этом учении выходят все новые книги, снимаются фильмы. В Ришикеше, у подножия Гималаев, находится современный международный центр по изучению йоги, основанный Свами Шиванандом в 1932 г. Как врач, знакомый с современными ему методами лечения, Шивананд пришел к выводу, что с помощью йоги можно эффективно устранять физические и психические недуги человека. Увлеченность йогой переросла границы Индии и широко распространилась в другие страны мира, особенно в последние десятилетия XX в. Однако йога это не только наука о теле, это, прежде всего учение о душе. Йога не предполагает занятий с детьми до 7 лет, и в Индии ребенок первое приобщение к психофизическому совершенству получает в семье. В настоящее время появились некоторые зарубежные публикации по йоге для детей (авторы – создатели Бэби – йоги – Свами Вишну-Девананди, Х,Кеннет и др.).

В Китае традиционным видом спорта является ушу. В переводе с китайского ушу означает «мастерство воина», «боевое (военное) мастерство», «искусство воина». В содержание этого вида спорта включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат: удары ногой, рукой, броски, захваты, падения, выпады, рубящие и колющие действия. Существуют многообразные «стили» ушу. Как система упражнений ушу возникла из потребности подготовки к труду и ведению военного дела. В Китае это семейная традиция, тайны этой системы упражнений строго охраняются и соблюдаются. Использование восточных систем в российских дошкольных учреждениях требует специальных исследований и не может быть однозначно рекомендовано. В мировой физической культуре существовали также европейские национальные системы – немецкая, шведская и др. В последние годы XX столетия наблюдается проникновение общечеловеческой культуры в национальные системы физического воспитания, что является естественным отражением их взаимообогащения.