Теория физической культуры как научная и учебная дисциплина

Основные понятия и термины

Теория физической культуры как научная и учебная дисциплина

Лекция 1. Введение в теорию и методику физической культуры дошкольников

Курс лекций

Фрезерный модуль ЧПУ (DVD- ролик).

Лекции 9 и 10

Токарный модуль ЧПУ (DVD- ролик).

Лекции 8

 

План лекции:

Теория и методика физической культуры дошкольников как научная и учебная дисциплина формирует систему фундаментальных знаний, которая определяет уровень профессиональной деятельности в области физической культуры дошкольников. Глубокая теоретическая подготовка позволяет педагогу направленно осваивать новые сведения. Критически воспринимать те или иные положения, правильно оценивать роль смежных научных дисциплин в реализации задач физической культуры, создавать основу для личного педагогического творчества.Каждая область знаний как конкретная научная и учебная дисциплина обладает своим, только ей присущим предметом изучения. Накопленные в результате изучения сведения формируются в определенную систему и образуют особую учебную дисциплину – предмет преподавания.

Предметом изучения теории физической культуры является установление общих закономерностей педагогического процесса в области физической культуры. Предметом изучения методики физической культуры является установление частных закономерностей и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность.

Спецификой предмета «Теория и методика физической культуры дошкольников» является изучение закономерностей построения образовательного процесса в области физической культуры с детьми от рождения до семи лет. Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физической культуры дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса по физической культуре, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировались сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры. Как теория , так и методика физической культуры не могут существовать и развиваться изолированно. Теория физической культуры дошкольников представляет собой динамичную систему наиболее современных научных положений, отражающих сущность образования детей в области физической культуры. Она обобщает частные закономерности и делает их достоянием методики.

Методика в свою очередь создает базу для теоретических обобщений и, реализуя закономерности в виде систем педагогических рекомендаций, превращает общие теоретические положения в описания конкретных действий педагога и детей. Таким образом, методика не только использует общие закономерности для разработки конкретных рекомендаций, но и устанавливает частные закономерности, присущие педагогическому процессу по физической культуре с детьми дошкольного возраста.

Все это обуславливает существование обеих учебных дисциплин под одним названием – теория и методика физической культуры дошкольников. По характеру предметов изучения она входит в систему педагогических наук и, как любая педагогическая дисциплина, обосновывает свои положения социальными, психологическими и биологическими факторами.