Ответственность органов МСУ.

Виды юридической ответственности органов и должностных лиц органов МСУ:

1. Уголовная.

2. Административная.

3. Дисциплинарная.

4. Гражданско-правовая.

5. Конституционно-правовая.

6. Муниципально-правовая.

Признаки:

1. Порядок привлечения к ответственности:

Регулируется нормами различных отраслей (к УО – уголовного, к дисциплинарной – трудового, административной – административного, конституционной – конституционного права и т.д.).

2. Основания привлечения к ответственности:

Правонарушение (УО – преступление, гражданской – гражданско-правовой деликт, дисциплинарной – проступок, конституционно-правовой – конституционно-правовой деликт, муниципальной – утрата доверия).

3. Шкала взыскания:

У каждой отрасли разнообразная.

4. Круг лиц или органов налагающих взыскание:

Уголовное наказание на должностное лицо налагается только в судебном порядке, дисциплинарное – руководителем, административное – суд или административные органы или органы внутренних дел.

5. Форма правоприменительного акта:

УП – приговор, административное – постановление, гражданское – решение суда, голосование об отзыве должностного лица – решением избирательной комиссии.

6. Перед кем наступает ответственность:

Уголовная, административная и конституционно-правовая – перед государством, гражданско-правовая – физическими или юридическими лицами, муниципально-правовая – населением.

 

Привлечение к конституционно-правовой ответственности – ст. 72-74 ФЗ-131.

Виды ответственности:

1. Отрешение от должности:

Предусмотрено ст. 74 ФЗ-131. Предусматривает возможность отрешения от должности главы МО или главы местной администрации. Основанием является: 1)Принятие НПА противоречащего федеральному либо региональному законодательству. Если это установлено судом и не устранено данным должностным лицом. 2) Совершение лицом действий влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу целостности и единства границы РФ, региональной безопасности РФ, единству правового и экономическому пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

2. Роспуск выборного органа:

Ст. 73 ФЗ-131. Основанием является: 1) Принятие НПА противоречащего федеральному либо региональному законодательству. Если это установлено судом и не устранено данным должностным лицом.

3. Расформирование:

Может быть расформирована избирательная комиссия МО. Судом может быть расформирована в случае нарушения избирательных прав граждан, повлекших за собой признание недействительными итогов голосования. (3 случая на всю РФ).

4. Переход полномочий органов МСУ органам государственной власти (временное государственное управление):

Если субъект правоотношений, в данном случае – орган или должностное лицо, не выполняет или выполняет недолжным образом возложенные на него обязанности, то к другому субъекту переходят полномочия в сфере невыполненной обязанности.

Основаниями являются: 1) В связи со стихийным бедствием, катастрофы или чрезвычайной ситуации представительный орган и местная администрация не может быть сформирована либо отсутствует. 2) Если вследствие решений или действий органов МСУ возникает просроченная задолженность МО по исполнению своих бюджетных обязательств. 3) Если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий, за счёт предоставления субвенций местным бюджетам органами МСУ было допущено нецелевое расходование бюджетных средств.

Меры: в МО вводится временная финансовая администрация на срок до 1 года.

Муниципально-правовая ответственность:

Ст.71 ФЗ-131. Закреплена ответственность депутатов, членов выборных органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ перед населением.

Основания прописаны в отдельных НПА, уставах МО и т.д.

Виды муниципально-правовой ответственности:

1. Отзыв выборных должностных лиц:

Ст.24 ФЗ-131.

2. Выражение недоверия:

Ст. 273 Бюджетного кодекса РФ закрепляется, что в соответствии с законодательством субъекта федерации представительный орган МСУ вправе возбудить процедуру выражения недоверия органу исполнительной власти или должностным лицам МСУ в случае отклонения отчёта об исполнении бюджета по мотивам несоответствия исполнения бюджета решению (план и факт не совпадают).

3. Досрочное прекращение полномочий:

Предусматривают этот вид ответственности уставы МО. Почти все уставы предусматривают досрочное прекращение полномочий депутатов, представительного органа в связи с утратой доверия населением.

4. Отставка и роспуск:

Отставка – досрочное прекращение полномочий органа или должностного лица. Характерна эта мера для исполнительных органов.

Роспуск – предусмотрен для представительных органов, чаще всего предусмотрен самороспуск.