Россия в начале XXI в. Модернизация общественно-политических отношений
Россия и СНГ
Развитие отношений с бывшими союзными республиками шло по двум направлениям: в рамках Содружества Независимых государств и развитие двухсторонних отношений. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны, обеспечило плавное решение вопросов, связанных с разделом имущества и долгов бывшего СССР, решения транспортных и финансовых вопросов, миграции населения. На Алма-Атинской встрече в декабре 1991 г. состав СНГ был расширен.В СНГ вошли одиннадцать из пятнадцати бывших союзных республик. (Грузия первоначально не вошла в Содружество, затем, в 1993 г., вступила, позже снова вышла из СНГ). Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближнего зарубежья, с прежними союзными республиками в составе СССР. В рамках СНГ руководство России подписало несколько сот документов: договор о коллективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), договоры о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д.Были созданы органы по координации взаимных действий в рамках СНГ (Совет глав государств, Исполнительный секретариат СНГ, Совет министров иностранных дел и др.). Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. В рамках СНГ у России сложились более тесные отношения с отдельными группами стран по определенным вопросам. В 1996-2000 гг. оформился союз между РФ и Республикой Беларусь.
СНГ в 90-е гг. лихорадили серьезные конфликты, в которых России было крайне сложно проводить последовательную политику. Это проблемы статуса отдельных территорий; Приднестровья в составе Молдавии, Абхазии в составе Грузии, принадлежности Нагорного Карабаха в конфликте Азербайджана и Армении. Российским военнослужащим приходилось не раз выступать в роли миротворцев. В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Авторитет России, ее вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994-1996 гг. в Чечне.
Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе
Заканчивались «лихие» 90-е гг. Заканчивался XX в. На страну надвигался новый кризис. Ельцин с трудом избежал насильственного отстранения от должности. Он долго подбирал себе преемника. В августе 1999 г. на этом месте оказался В.В. Путин. Путин на премьерском посту главное внимание уделил антитеррористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате нападения на г. Буденновск, а также взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.
На выборах в III Государственную думу проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер — С. Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада,
С. В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество — вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев.
В. В. Путин в первые годы своего президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.
Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.
С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при президенте России — Государственный совет. А в Совет Федерации — верхнюю палату Федерального собрания — вошли по два представителя от 89 регионов России — от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.
С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач поэтапное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках.
В 2001 г. были утверждены гимн, герб и флаг Российской Федерации.
В отличие от Ельцина Путин стал непосредственно опираться на созданную и фактически возглавленную им пропрезидентскую партию «Единая Россия». В декабре 2003 г. «Единая Россия» получила 2/3 депутатских мандатов в Думе. Демократические партии либерального толка — СПС и «Яблоко» — потерпели поражение.
На выборах 14 марта 2004 г. Путин получил 71,31% голосов избирателей. Был в полной мере использован административный ресурс и возможности СМИ, подчиненных президентской администрации. На вооружение была взята стратегия и тактика «управляемой демократии». Особую озабоченность кремлевских политических технологов вызывала опасность «цветных» революций, подобно тем, что произошли в Украине (2004), Грузии, Киргизии.
Путин избавился от председателя правительства М. М. Касьянова, который «достался» ему еще от Ельцина. Премьеры стали «техническими», без собственных политических амбиций (Фрадков, Зубков). Началось давление на негосударственные общественные организации. Но под огнем критики в отступлении от демократии было объявлено о финансовой поддержке значимых проектов общественных организаций.
С 2005 г. стала работать Общественная палата, призванная согласовывать и защищать интересы граждан перед органами законодательной и исполнительной власти.
В декабре 2007 г. «Единая Россия» в результате выборов заняла господствующее положение в V Государственной думе. В российском парламенте остались также КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
1 марта 2008 г. третьим Президентом РФ стал Дмитрий Анатольевич Медведев, которого в качестве своего преемника порекомендовал россиянам В.В. Путин. Д. А. Медведев получил 70,28% голосов избирателей. Он стал самым молодым (1965 г. рождения) главой государства в российской истории начиная с 1917 г. в. В. Путин стал Председателем Правительства РФ. Возник «тандем», новая в политической истории России конфигурация. Преемственность власти сохранилась.