Пропагандистский анализ
Пропаганда всегда была идеологически детерминированным механизмом. Холодная война показала, что гораздо эффективнее всех вооружений действует слово, если его употребление основывается на жестких научных основаниях. Эта война дала начало развитию коммуникативных моделей воздействия, которые в достаточной мере идеологически нейтральны, хотя и формулируются с непривычной долей цинизма. Например: «Лучше обработать одного журналиста, чем десять домохозяек или пять врачей». Поскольку человек при этом рассматривается как канал, а не как адресат информации.
Общую схему пропагандистского анализа можно описать в виде модели Гарта Джоветта и Виктории Доннел.
1. Выявление идеологии и целей пропагандистской кампании предполагает определение предпочтений, оценок, отношений, поведения, которые считаются нормой в данной группе.
2. Установление контекста, в котором происходит пропаганда. Исследователь должен восстановить контекст событий, найти в нем их интерпретацию.
3. Идентификация пропагандиста заключается в поиске истинного автора оригинального сообщения (авторство может быть скрыто).
4. Структура пропагандистской организации позволяет увидеть ее реальные внутренние и внешние связи и подконтрольность.
5. Целевая аудитория и ее лидеры мнений.
6. Техники, используемые средствами массовой коммуникации. Эффективное использование взаимодействия вербальной и визуальной сфер.
7. Специальные техники: работа с лидерами мнений, доверие к источнику, личный контакт, техника резонанса (суть техники «Резонанс» состоит в том, чтo очень сложно изменить существующее мнение, гораздо легче скорректировать уже имеющееся).
8. Реакция аудитории на технику воздействия.
9. Контрпропаганда (если она используется), ее суть, планируемое влияние и меры противодействия.
10. Оценка эффекта пропагандистской кампании.
Как видно из п. 3 рассмотренной схемы, пропагандист часто старается скрыть свое авторство. Рассматривая в этом контексте структуру различных сообщений, пропагандистский анализ обогатил PR двумя моделями пропагандистской коммуникации.
Модель искривленного источника, где пропагандист (П) создает искривленный источник (Ист), из которого исходит сообщение (Сооб). В этом случае получатель (Пол) рассматривает эту информацию как такую, что поступила из доступного ему источника (Ист), поскольку ему не известен оригинал (П).
Модель легитимизации источника. В этом случае пропагандист (П) тайно помещает оригинальное сообщение (Сооб1) в легитимном источнике (Ист). Получатель (Пол) принимает это сообщение (Сооб3), как сообщение (Сооб2) источника (Ист), переданное пропагандистом (П).
В пропагандистских целях используется модель слухового источника. В этом случае информация используется без указания на источник.
Говоря об эффективности использования пропаганды, следует учитывать тот факт, что успех обеспечивается лишь тогда, когда ее воздействие имеет системный характер, вне зависимости от сферы применения.