Пропагандистский анализ

Пропаганда всегда была идеологически детермини­рованным механизмом. Холодная война показала, что го­раздо эффективнее всех вооружений действует слово, если его употребление основывается на жестких науч­ных основаниях. Эта война дала начало развитию комму­никативных моделей воздействия, которые в достаточной мере идеологически нейтральны, хотя и формулиру­ются с непривычной долей цинизма. Например: «Лучше обработать одного журналиста, чем десять домохозяек или пять врачей». Поскольку человек при этом рассмат­ривается как канал, а не как адресат информации.

Общую схему пропагандистского анализа можно описать в виде модели Гарта Джоветта и Виктории Доннел.

1. Выявление идеологии и целей пропагандистской кампании предполагает определение предпочте­ний, оценок, отношений, поведения, которые счи­таются нормой в данной группе.

2. Установление контекста, в котором происходит пропаганда. Исследователь должен восстановить контекст событий, найти в нем их интерпретацию.

3. Идентификация пропагандиста заключается в по­иске истинного автора оригинального сообщения (авторство может быть скрыто).

4. Структура пропагандистской организации позво­ляет увидеть ее реальные внутренние и внешние связи и подконтрольность.

5. Целевая аудитория и ее лидеры мнений.

6. Техники, используемые средствами массовой ком­муникации. Эффективное использование взаимо­действия вербальной и визуальной сфер.

7. Специальные техники: работа с лидерами мнений, доверие к источнику, личный контакт, техника ре­зонанса (суть техники «Резонанс» состоит в том, чтo очень сложно изменить существующее мнение, гораздо легче скорректировать уже имеющееся).

8. Реакция аудитории на технику воздействия.

9. Контрпропаганда (если она используется), ее суть, планируемое влияние и меры противодействия.

10. Оценка эффекта пропагандистской кампании.

Как видно из п. 3 рассмотренной схемы, пропагандист часто старается скрыть свое авторство. Рас­сматривая в этом контексте структуру различных со­общений, пропагандистский анализ обогатил PR двумя моделями пропагандистской коммуникации.

Модель искривленного источника, где пропаган­дист (П) создает искривленный источник (Ист), из которого исходит сообщение (Сооб). В этом случае полу­чатель (Пол) рассматривает эту информацию как та­кую, что поступила из доступного ему источника (Ист), поскольку ему не известен оригинал (П).

Модель легитимизации источника. В этом случае пропагандист (П) тайно помещает оригинальное сооб­щение (Сооб1) в легитимном источнике (Ист). Получа­тель (Пол) принимает это сообщение (Сооб3), как со­общение (Сооб2) источника (Ист), переданное пропа­гандистом (П).

В пропагандистских це­лях используется модель слухового источника. В этом случае информация используется без указания на ис­точник.

Говоря об эффективности использования пропа­ганды, следует учитывать тот факт, что успех обеспе­чивается лишь тогда, когда ее воздействие имеет си­стемный характер, вне зависимости от сферы приме­нения.