Тема 3. Общие принципы организации государственного и муниципального управления

СГиМУ можно назвать одной из важнейших дисциплин управленческого цикла. Предметом СГиМУ являются территориальные образования. В роли территориального образования может выступать любое территориальное поселение, у которого есть свои административные границы, который является основной частью региона и наделен возможностью самоуправления. Система управления разделена вертикально и горизонтально. Вертикальное разделение – это разделение на уровни власти, а горизонтальное – на ветви власти.
Уровни власти – разделение властей в соответствии с наделением их определенных полномочий – от высших звеньев управления к низшим. Уровни власти задают способ разделения административной ответственности.
Ветви власти – вертикальное разделение властей для поддержания демократического режима в стране. Вертикальное упорядочивание управленческой деятельности. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную.
Разделение СГиМУ на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обеспечить более рациональное и эффективное управление в стране.
СГиМУ содержит два вида управления: Государственное и муниципальное. Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивать защиту государства как целостности и его институтов. Управление в этой области ведется «сверху – вниз», поэтому государство берет на себя право реализации общественного интереса. Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри страны. Направлено на защиту интересов страны, ее институтов и интересов проживающих в ней граждан. Государственное управление осуществляется с помощью государственной власти, которую можно назвать органом законного принуждения в интересах большинства, при соблюдении интересов государства. В качестве системы ГУ реализует некоторые функции:
- институциональная: создает определенные институты для решения государственных вопросов
- регулятивная: регулирует поведение субъектов через систему норм и правил
- целеполагающая: выбирает самые приоритетные пути развития страны
- функциональная: поддерживает все хозяйственные инфраструктуры страны
- идеологическая: формирует общенациональную идею, чтобы объединить людей внутри государства.
МУ напротив, осуществляется «снизу-вверх», для того, чтобы адаптировать муниципальный интерес к государственному. Смысл такой адаптации состоит в том, чтобы обустроить среду обитания людей, наладить связь между территориями. Вся работа МУ направлена на решение вопросов местного значения. Это обоснованно тем, что вопросы такого характера могут понять и решить только люди, непосредственно проживающие на этой территории.
Основные принципы формирования СГУ:
- принцип разделения властей. Данный принцип введен Монтескье. Как раз этот ученый предложил разделить власть на три составляющие – законодательную, исполнительную и судебную. Это разделение должно привести к повышению эффективности контроля за работой государственных органов власти.
- принцип комплементарности. Обеспечивает непрерывность в системе власти. Равномерное распределение властных функций. Выделение властных полномочий как сверху, так и снизу.
- принцип субсидиарности. Определяет, как будут распределяться и перераспределяться полномочия между управленческими уровнями государственной власти. Определяет, как органы должны исполнять свои полномочия и какую ответственность они несут перед населением. Этот принцип имеет два измерения. Вертикальное – как властные полномочия распределяются между уровнями власти, от местной власти к государственной. Горизонтальное распределение власти характеризуется распределением полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях.
- принцип суверенности. Предполагает наличие независимости. То есть суверенность должна способствовать тому, чтобы государство в международных рамках было независимым.
- принцип демократизма. Говорит о том, что население должно принимать непосредственное активное участие в ГиМУ. Т.е. должны принимать участие при избрании органов власти.
- принцип гомогенности. Преимущество федерального права над региональным. Этот принцип говорит о том, что региональное законодательство должно находиться в отношении соподчинения в отношении федерального.

 

Тема 4. Цели, функции и методы государственного и муниципального управления. «Древо целей»

Главной целью муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.).Следует отличать цели науки муниципального управления от целей муниципального управления. Цель теории муниципального управления – исследование и выявление объективных законов, объясняющих процессы муниципального управления и позволяющих предвидеть их развитие и более эффективно управлять муниципальным образованием. Формирование “древа” целей муниципального управленияСама сущность управления состоит из определенной последовательности (механизма) целеполагания, от прогнозирования к программированию, а далее к планированию – принятию решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать . Планирование – это мост между нынешним и желаемым будущим положением.Основные виды целей муниципального управления : социальные,; культурные, ;экономические,;производственные, организационные,., “древо” целей муниципального управления. Основой “древа” целей муниципального управления являются стратегические цели, связанные с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения муниципального образования. Стратегические цели развертываются в тактические, определяющие направления действий по достижению первых, а тактические – в оперативные, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Необходимо четкое выделение главной (стратегической) цели, ради достижения которой и создаются органы местного самоуправления, а затем произвести “разветвление” этих целей по всем другим их видам К целям муниципального управления, как и ко всем прочим, предъявляются определенные требования:1 “достижимость и реалистичность;понятность исполнителям; качественную и (возможно) количественную описанность;мотивирующую силу; взаимную совместимость;возможность проверки достижения и корректировки”[19] “объективную обусловленность и обоснованность; социальную мотивированность; обеспеченность в ресурсном отношении; системную организованность.Задача управления – желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени и характеризующийся набором количественных и качественных данных или параметров этого результата. В муниципальном управлении можно выделить три уровня задач 1 – стабилизация управляющих параметров и поддержание их на заданном уровне, контроль состояния муниципальных объектов;2 – управление сферами жизнедеятельности муниципального образования с целью обеспечения населения услугами;3 – оптимизация функционирования всего муниципального образования, исходя из заданного критерия качества функционирования с выдачей соответствующих данных о деятельности органов местного самоуправления в органы государственной власти и населению.К основным задачам, способствующим достижению главной цели муниципального управления, относятся: удовлетворение потребностей населения в различного рода услугах реализациясоциально-экономического потенциала муниципального образования; оптимальное сочетание местных и государственных интересов;распределение социальных благ гарантированных государством поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования обеспечение условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении превосходящих минимальный государственный социальный стандарт
Методы ГУ – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.Применение методов управления зависит от цели управления..Характерные черты методов: 1.Выражают связь субъекта или объекта. 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.· 2.Обладает определённой организационной формой 4.Обладает временной характеристикой Виды методов:I. Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений. Меры: Разъяснение,Обоснование,Обсуждение Поощрение .По характеру воздействия1.Прямое воздействие-административные методы управления.Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых..
2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, II. Принуждение. Виды административного принуждения:1.Административное предупреждение2.Меры административного пресечения3.Меры административной ответственности. вредных последствий.III. Правовые акты управления Правовой акт управления – это официальное подзаконное решение принятое ОИВ в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.