Вопрос 1. Организационно-тактические принципы построения и деятельности органов внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Задачи лекции.

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность, теоретическая и практическая значимость темы. Рассматриваемая тема посвящена изучению организационных основ управления органами внутренних дел в чрезвычайных ситуациях.

Предмет лекции: Организация управления органами внутренних дел в чрезвычайных ситуациях.

Учебной цельюлекции является анализ содержания деятельности по организации управления органами внутренних дел в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательными целями лекции являются воспитание патриотизма, уважения, толерантности, гуманности, самоорганизации, штабной культуры, чувства гордости за службу в органах внутренних дел в сочетании с выработкой взвешенного научного подхода к проблемным, дискуссионным аспектам теории управления.

1. Организационно-тактические принципы построения и деятельности органов внутренних дел в особых условиях и чрезвычайных ситуациях.

2. Роль оперативных штабов органов внутренних дел в подготовке к действиям в условиях чрезвычайных ситуациях и в оперативном управлении силами и средствами в условиях чрезвычайных ситуаций.

Взаимосвязь с ранее изученным материалом и последующими темами.Данная лекция является завершающей 9 темой 2 модуля содержания учебного курса «Основы управления и делопроизводства в органах внутренних дел», базируется на материалах курсов «Философия», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Административное право» и др.


 

Главными отличительными особенностями организации управления органами внутренних дел в особых условиях являются: особый правовой режим; создание новых структурных образований, системы управления и связи, а также привлечение дополнительных сил и средств и проведение в ряде случаев специальных операций.

Так, при отдельных событиях чрезвычайного характера, таких как стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии и катастрофы, массовые беспорядки, и в некоторых других случаях устанавливается специальный правовой режим. Это осуществляется в целях поддержания и восстановления общественного порядка, защиты населения и его здоровья, охраны собственности, оказания помощи пострадавшим и обеспечения необходимых условий для перехода к нормальной жизни. Кроме того, специальный правовой режим устанавливается государством посредством издания специальных нормативных актов. Поэтому управленческая деятельность органов внутренних дел осуществляется в строгом соответствии с этими актами и включает в себя перечень сугубо специальных организационных мероприятий, направленных на выполнение задач, обозначенных в правовых установлениях этого периода.

Для обеспечения готовности и эффективных действий органов внутренних дел в особых условиях создаются организационные штабы, возглавляемые при выполнении задач, отнесенных к компетенции органов внутренних дел начальником ОВД.

Кроме того, создаются специальные подразделения из личного состава органов внутренних дел и внутренних войск (специальный сводный отряд), формируются специальные группы

Для успешного решения задач, возникающих в особых условиях, привлекаются дополнительные силы и средства близлежащих органов внутренних дел, соединения и воинские части (подразделения) оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части внутренних войск МВД России, подразделения Государственной противопожарной службы, части (подразделения) патрульно-постовой службы милиции, отряды милиции особого назначения, отряды специального назначения, специальные отряды быстрого реагирования.

Для обеспечения эффективных действий органов внутренних дел в особых условиях создаются специальные пункты управления, определяется порядок их работы и разрабатывается особая схема связи и условия осуществления права расчеты технических средств связи. Кроме того, организуется взаимодействие всех сил и средств.

В случаях необходимым и эффективным средством нормализации оперативной обстановки в особых условиях является специальная операция, под которой понимается комплекс оперативных, разведывательных, режимных, войсковых или иных мероприятий действий, осуществляемых органами внутренних дел, в зависимости от обстановки и руководством руководителя операции. Порядок подготовки и провёдения специальной операции регламентируется специальными нормативными актами.

С созданием и развитием Российской государственности, укреплением ее правовой базы начали формироваться следующие системы: Российская система реагирования на чрезвычайные обстоятельства криминального характера; Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера; Российская система реагирования при введении чрезвычайного положения; а также Российская система организации ведения гражданской, территориальной обороны и мобилизационной работы в условиях военного положения, военного времени и при объявлении степеней боевой готовности. И в каждой из этих систем органы внутренних дел занимают соответствующее место в силу своего положения, решаемых задач, ресурсного обеспечения, организационной готовности.

Управление любым объектом, в том числе силами и средствами органов внутренних дел в особых условиях, включает, как известно, три базовых элемента: целеполагание (выбор решения, стратегии); создание или выбор механизма, методов достижения целей (выбор средств решения или реализации стратегии), включая организационные и правовые методы; обратную связь, обеспечивающую контроль исполнения принятых решений.

Применительно к особым условиям целью управления является обеспечение: безопасности населения, народнохозяйственных объектов, органов государственной власти при возникновении и реализации угрозы жизни, здоровью граждан, их материальным ценностям и собственности; территориальной целостности государства и его суверенитета; собственности государства и общественных организаций.

Реализация указанной цели предполагает осуществление следующих задач и соответствующих им стратегий управления: предотвращение причин возникновения особых условий; предотвращение возникновения данных условий; максимально возможные (по масштабам и быстроте) смягчение (ослабление) и ликвидация их последствий.

Так, стратегия предотвращения причин возникновения особых условий подразумевает недопущение действий или процессов, которые представляют прямую угрозу безопасности личности, общества и государства. Стратегия предотвращения особых условий предполагает, что источник или причины, порождающие данные условия, устранить невозможно или не удается и может начаться цепная реакция событий, ведущих к неблагоприятному исходу, что вызывает необходимость прервать эту реакцию и не допустить выхода потенциально опасного события или процесса из-под контроля.

Стратегия смягчения и ликвидации последствий, вызванных особыми условиями, ориентирует на максимальные локализацию и ослабление последствий.

Каждая из перечисленных стратегий не только не исключает, но и предполагает существование двух других, что позволяет при необходимости переключиться с одной стратегии на другую в зависимости от ситуации. В этом заключаются одна из главных черт и основное достоинство стратегического управления, учитывающего возможность резкого изменения обстановки, а также обеспечивающего гибкое реагирование соответствующей организационной системы, ее сил и средств на такие изменения путем перехода к иной, заранее разработанной стратегии и ее реализации через заранее согласованные и рассчитанные планы действий.

Отмеченные качества указанных стратегий приобретают все большее значение для органов внутренних дел в обычных условиях, изобилующих ныне чрезвычайными обстоятельствами и чрезвычайными ситуациями.

На центральный аппарат МВД России, как на штаб отрасли в особых условиях, возлагаются задачи обеспечения правового режима чрезвычайного или военного положения, организации участия региональных и местных органов внутренних дел в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии, тушения крупных пожаров и осуществлении первоочередных аварийно-спасательных работ при ликвидации крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, массовых беспорядков, проведении региональных и иных крупных операций и мероприятий, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях.

Министерство организует деятельность органов внутренних дел по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны в мирное время, а также повышению эффективности работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени.

В рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на Министерство внутренних дел возложено осуществление таких задач, как обеспечение общественного порядка и охраны материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях; организация предупреждения и тушения пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; а также руководство созданием и деятельностью функциональных подсистем РСЧС, выполняющих противопожарные и аварийно-спасательные работы, охрану общественного порядка.

В особых условиях часть мероприятий МВД России осуществляет совместно с другими ведомствами (Федеральной службой безопасности, Министерством обороны, Федеральной пограничной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством здравоохранения). Это следующие мероприятия: усиление охраны общественного порядка, усиление охраны и обороны особо важных объектов, разъединение противоборствующих сторон в межнациональных конфликтах, организация и проведение аварийно-спасательных работ, организация локализации и тушения пожаров, ведение переговоров с преступниками, разоружение незаконных вооруженных формирований, боевые (силовые), режимно-заградительные, оперативно-поисковые действия, деблокирование объекта или отдельной местности, обезвреживание взрывных устройств (веществ, боеприпасов), эвакуация населения, сопровождение пострадавших, документирование противоправных действий.

В процессе реформирования системы МВД России в последнее время на федеральном и региональном уровнях созданы специальные подразделения, на которые возложены функции анализа и прогнозирования факторов, способствующих возникновению особых условий, обеспечения управления в данных ситуациях силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск, а также разработки и внедрения, специальных организационно-правовых норм. В МВД России функционирует Управление по чрезвычайным ситуациям.

Предусмотрено создание аналогичных подразделений в составе организационно-инспекторских региональных органов внутренних дел, которые во исполнение возложенных на них задач осуществляют накопление, систематизацию и анализ поступающей с мест и из органов исполнительной власти информации о факторах и условиях, способствующих возникновению особых условий. Аналогичная работа проводится в горрайорганах внутренних дел.

Постоянная готовность сил и средств органов внутренних дел к действиям в особых условиях обеспечивается системой служебной подготовки, проведением во всех звеньях учений и тренировок, определением источников получения дополнительной техники и материальных средств.

Важнейшим организующим началом, влияющим на состояние готовности органов внутренних дел к выполнению задач в особых условиях, являются планы действий органов внутренних дел в особых условиях. Необходимость заблаговременной разработки таких планов вызывается тем, что в быстро меняющейся обстановке трудно своевременно и четко реагировать на ее осложнение без заранее разработанных схем действий. Такие планы позволяют выиграть время при принятии решений, правильно определить способы действий, позволяют заранее скоординировать действия различных служб и подразделений, как органа внутренних дел, так и привлекаемых сил.

Инструкцией по планированию действий МВД (ГУВД, УВД) при чрезвычайных обстоятельствах определен порядок и методика разработки планов действий МВД, ГУВД, УВД при чрезвычайных обстоятельствах.

Планы действий горрайлинорганов при чрезвычайных обстоятельствах разрабатываются в соответствии с положениями данной Инструкции на основании плана МВД, ГУВД, УВД в части, их касающейся, и утверждаются соответствующим министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД.

Разработка плана организуется лично начальником органа внутренних дел, учебного заведения МВД России, командующим округа, командиром соединения, воинской части и начальником военно-учебного заведения внутренних войск МВД России. Организацию работы по планированию осуществляет специально создаваемая группа планирования. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что применение оперативных планов требует их постоянной корректировки с учетом меняющейся обстановки. Рассмотрим структуру и содержание оперативного плана. К основным его документам относятся: неотложные действия начальника органа внутренних дел; неотложные действия заместителя руководителя оперативного штаба по организации управления; первоочередные действия оперативного дежурного органа внутренних дел; неотложные действия начальника самостоятельного подразделения, данные действия руководства относятся к фазе наступления особых условий, то есть самих чрезвычайных обстоятельств. Предлагаемая структура оперативного плана применима на любом уровне управления системы МВД России.

Главные требования к оформлению плана − это наглядность и удобство пользования. В оперативном плане отражаются: задачи и функции, которые могут возникнуть при конкретных чрезвычайных обстоятельствах; перечень первоочередных действий исполнителей; неотложные мероприятия, последовательность и сроки их выполнения; количественный и качественный состав имеющихся и необходимых сил и средств; источники и порядок комплектования группировок сил и средств; системы управления, оповещения и связи; порядок координации действий с соответствующими органами государственной власти и управления; порядок организации взаимодействия с различными формированиями, работающими в районе чрезвычайной ситуации; конкретные мероприятия по обеспечению нормальных условий деятельности и боеспособности органов внутренних дел и органов государственной власти.

К основным документам оперативного плана относятся рабочие карты (планы) и схемы, на которых исходные данные формируются по следующим разделам: основные задачи и функции органа внутренних дел и привлеченных сил; организация оповещения и связи; силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных ситуациях; тыловое обеспечение, порядок приведения в готовность сил и средств; организация взаимодействия организация управления и связи.

Важным элементом планирования и обеспечения готовности к действиям в особых условиях является разработка сценариев для различных чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных происшествий и т.д. Основная цель их подготовки заключается в том, чтобы с помощью всей имеющейся информации определить максимальный потенциал опасных явлений в конкретных районах.