Сущность и структура национальной безопасности.

Введение.

Принципиальная междисциплинарность философского знания.

Математизация ряда областей гуманитарного знания, в частности антропологии и лингвистики привело к возникновению структурализма, который существовал на стыке лингвистики, логики и философии. Впоследствии, под влиянием структурализма и «формальной школы» русского литературоведения сформировалась наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков) – семиотика, и она уже являлась, по сути, междисциплинарным знанием. Ряд ученых-семиотиков являлись в той же степени философами, в какой и представителями других наук: Р. Якобсон (философия и лингвистика), Р. Барт (философия и литературоведение), Ю. М. Лотман (философия и литературоведение), У. Эко (философия, лингвистика, литературоведение) и др.

 

Впервые понятие "национальная безопасность" в политике было употреблено в 1904 году президентом Г.Рузвельтом в послании Конгрессу США. Именно интересами национальной безопасности обосновал прези­дент Рузвельт присоединение зоны Панамского канала к терри­тории США. В последующие годы проблема национальной безопас­ности стала ведущей в политике политической науке. Ей зани­мались такие известные политологи как Г. Кан. Г. Киссинджер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау, Дж. Шлессинджер и др.

В России эта проблема получила известность вместе с рождением самой политологии как самостоятельной науки. Первые результаты осмысления этой проблемы заключаются уже в том, что б марта 1992 г. принят Закон о безопасности, создано Министерство по чрезвычайным ситуациям и Совет Наци­ональной Безопасности.

Важнейшим документом, который представляет собой совокупность официаль­ных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации является военная доктрина.

Знание военной доктрины поможет кадровому военному понять сущность военной политики, более осознанно строить свою деятельность, принимать более грамотные решения.

Изучение основных положений военной доктрины и является целью данной лекции.

 

Понятие "безопасность" в применении к обществу означает благоприятные условия его существования и развития.

В политике понятие "безопасность" существует на трех уровнях:

1- безопасность личности означает гарантию ее прав и свобод.

2- безопасность на уровне общества означает сохранение и развитие его материальных и духовных ценностей, его государственной независимости и территориальной целостности и называется национальной безопасностью.

3- безопасность на мировом уровне, где сталкиваются национальные интересы различных обществ, называется международной безопасностью.

Наиболее часто употребимым является понятие "национальная безопасность". Иногда под этим термином подразумевают все три уровня безопасности.

Мы уже отмечали, что понятие "национальная безопасность" было введено в политический лексикон американскими политиками. Американские политологи первыми приступили к осмыслению и разработке этого понятия. Преобладающим среди них был подход к национальной безопасности с точки зрения национальных интересов, которые, в свою очередь, опираются на национальную мощь (см. предыдущую главу). Таким образом, получалось, что национальная безопасность будет тем выше, чем мощнее будет нация. Такие представления возникли в первой половине XX века, когда мир не был так тесно заселен, когда было намного меньше суверенных государств-субъектов международной политики и, главное, когда эти страны не были так тесно связаны между собой.

Во второй половине ХХ века мир сильно изменился. Появилось ядерное и другие виды оружия огромной разрушительной силы, увеличилось почти втрое население Земли, количество государств более чем утроилось, появились проблемы связанные с загрязнением окружающей среды, наконец, надвигается угроза нехватки ресурсов.

В условиях густонаселенного мира, разделенного национальными границами, любая попытка улучшить свою национальную безопасность может отразиться самым негативным образом на безопасности соседей. Кроме того появилось мнение, что применение ядерного оружия вызовет гибель жизни на Земле (даже раньше постепенно распространяющегося радиоактивного загрязнения почвы, вод и продуктов питания от т.н. "ядерной зимы", вызванной подъемом в атмосферу огромного количества пыли, закроющей поступление солнечной энергии.

Эта гипотеза, выдвинутая русским учёным А.Александровым, проверялась американскими экспертами в Канаде, где было сожжено несколько сот гектаров леса. Гипотеза подтвердилась, и уже с начала 80-х годов советские и американские политики заговорили о невозможности победы в ядерной войне, а политологи выдвинули концепцию всеобщей безопасности.

В 1982 году по инициативе известного политика У. Пальме была создана Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, сформулировавшая принципы, на которых основана вышеуказанная концепция. Суть их в следующем:

- невозможно выживание во всеобщей ядерной войне и невозможна победа в ней;

- невозможно применение военных средств для разрешения споров в мире, перенасыщенном ОМП;

- принцип равенства вооружений более не гарантирует безопасность, достичь ее можно только снижением уровнем военного противостояния;

- безопасность не может быть достигнута сокращением вооружений в одностороннем порядке, а только радикальными, совместными действиями многих стран.

Еще более утвердилось мировое общественное мнение в верности концепции всеобщей безопасности, когда стали известны результаты Чернобыльской катастрофы 1989 года.

В конце 80-х - начале 90-х годов в процессе демократизации стран Восточной Европы и СССР эта концепция дополнилась новыми принципами:

- многовариантность общественного развития и право выбор нации политической системы;

- приоритет общечеловеческих ценностей над национальными, блоковыми;

- отказ от наступательных военных доктрин и признание принципа оборонительной достаточности.

Из этих принципов вытекает содержание концепции всеобщей безопасности. Она заключается в том, что в современном мире с его реалиями проблема безопасности вышла за национальные рамки. Безопасность сегодня может быть или для всех или ни для кого, это во-первых. Во-вторых, безопасность более не обеспечивается наличием ЯО и страхом перед ядерным возмездием. Безопасность достигается на путях сокращения ядерного и другого оружия массового уничтожения до минимального и равного уровня. В-третьих, обеспечение безопасности становится задачей не военно-политической, а чисто политической и должно решаться только политическими средствами. В-четвертых, безопасность должна быть основана не на национальной мощи, не на балансе сил, а на балансе национальных интересов, понимаемых как признаваемые мировым сообществом насущные потребности нации, на принципах международного права.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующие определения национальной и международной безопасности.

Национальная безопасность - это такое положение нации, государства в международной системе, которое позволяет ему благодаря собственным усилиям и международному сотрудничеству без нанесения ущерба другим нациям, государствам обеспечить достойные условия существования и развития общества.

Международная безопасность - это состояние международной системы исключающее возможность мировой или ядерной войны, эффективно предупреждающей и устраняющей военные конфликты, гарантирующей национальную безопасность всех наций, государств.

Взаимосвязь национальной и международной безопасности состоит в том, что в современном мире первичным условием национальной безопасности является безопасность международная, базирующаяся на концепции всеобщей безопасности.

Следует подчеркнуть, что безопасность не ограничивается только военным аспектом. Основными слагаемыми международной и национальной безопасности являются:

- политическая безопасность, означающая стабильность между- народной и национальных политических систем, нерушимость границ, соблюдение Устава ООН, Конституций и т.д.;

- культурная безопасность, понимаемая как обеспечение сохранения и развития культурных (нравственных, этических, религиозных, научных, искусствоведческих) ценностей;

- правовая безопасность обеспечивается разумностью законов и правовой культурой людей;

- экономическая безопасность, означающая непрерывное функционирование мировой экономики, взаимосвязь национальных экономик и свободу торговли с разумными ограничениями, взаимообмен в международном разделении труда с максимальной выгодой для каждой нации и т. д.;

- военная безопасность, достигающаяся общим сокращением оружия массового уничтожения и вооруженных сил до минимального уровня, обеспечивающего национальную безопасность, общими усилиями по предотвращению военных конфликтов;

- экологическая безопасность, обеспечивающаяся международными и национальными усилиями по сохранению окружающей среды, экономному расходованию ресурсов, разумной демографической политикой и др.;

- гуманитарная безопасность, означающая обеспечение прав и свобод личности, ее достойного существования и развития.

В политологической литературе можно встретить и другие слагаемые безопасности.

Отметив, что существуют три уровня безопасности: международная, национальная и личная, мы достаточно подробно рассмотрели международную безопасность, базирующуюся на концепции безопасности:

Национальная безопасность (НБ) отличается от международной тем, что она имеет две стороны:

1. внешняя сторона НБ - развернутая к международной системе;

2. внутренняя сторона НБ повернута внутрь конкретного общества, нации.

Важнейшими характеристиками внешней стороны НБ, определяющими ее общие признаки, присущие и другим нациям являются:

- общественное благополучие, означающее обеспечение условий достойного существования для всех членов нации, стремящихся к ним;

- социальная справедливость;

- социальный прогресс, т.е. наступательное развитие общества;

- политическая, экономическая и социальная стабильность;

- развитие демократии;

- обеспечение прав человека.

Основными характеристиками НБ, определяющими ее внутреннюю сторону, ее особенными, отличительными признаками являются:

- национальный суверенитет и независимость;

- национальная культурная самобытность;

- территориальная целостность и нерушимость границ;

- национальное единство и согласие;

- политическая система, конституция, избранная и утвержденная нацией;

- правительство и другие институты, обеспечивающие национальную безопасность.

В тоталитарном государстве, которое поглощает само общество, на первый план выходит проблема обеспечения не национальной, общественной безопасности, а государственной безопасности, понимаемой как незыблемость установленных институтов власти и навязанных общественных отношений. Для обеспечения государственной безопасности существует разветвленная сеть политической полиции, а нарушение установлений государственной безопасности квалифицируется наиболее тяжким преступлением.

В демократическом обществе тоже есть понятие государственной безопасности. Но в этом обществе существует демократический порядок изменения Конституции, а значит отпадает необходимость нелегальной деятельности по изменению политической системы. Политическая полиция здесь охраняет общество и государство от политического экстремизма.

Понятие "государственная безопасность" и "национальная безопасность" в демократическом обществе считаются понятиями одного уровня. В развитых демократических странах обычно в понятие "национальная безопасность" включается понятие "государственная безопасность".

В современной России с учетом ее истории и традиций, в Законе 1992 года "О безопасности" эти понятия разведены. Этот закон определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз".

Третий уровень безопасности - личная безопасность. Безопасность личности - это гарантированное соблюдение прав и свобод, обеспечение достойного существования и развития для каждого члена общества.

Основным субъектом обеспечения безопасности личности является государство. "Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство".

В Российской Федерации существует система безопасности. Основными органами этой системы являются:

- Президент РФ;

- Федеральное собрание РФ;

- Правительство РФ;

- Совет Безопасности РФ;

- Министерства и государственные комитеты в пределах своей компетентности. Особенно здесь следует выделить:

а) Министерство внутренних дел (МВД);

б) Министерство иностранных дел (МИД);

в) Министерство Обороны (МО);

г) Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС);

д) Федеральную службу безопасности (ФСБ);

е) Службу внешней разведки (СВР).

Основными функциями этих органов являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, осуществления мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

- управление этими силами в повседневных условиях, чрезвычайных ситуациях;

- осуществление мер по восстановлению функционирования объектов безопасности в пострадавших регионах;

- участие в мероприятиях по обеспечению международной безопасности в соответствии с обязательствами РФ.

Аналогично, но с учетом исторических и национальных особенностей действуют системы безопасности других развитых стран.

С понятием «национальная безопасность» тесно связано понятие «национальные интересы».

Американский политолог Ганс Моргентау разработал понятия национального интереса, который означает долговременные жизненно важные для всей нации выражения общности. Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общей культуры, то есть языка, семейных, религиозных, моральных этических традиций и обычаев, на основе общей политической системы и общей политики.1)

Национальные интересы проявляются в чувствах, симпатии, приязни, предпочтительности к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим нациям.

Национальные интересы Г. Моргентау делил на постоянные и преходящие.

Постоянные основополагающие интересы включают в себя:

- защиту территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;

- развитие внешней торговли;

- рост инвестиций;

- защиту частного капитала за границей;

- взаимоотношения с союзниками;

- выбор внешнего курса.

К промежуточным переходящим интересам относят:

- интересы выживания нации и государства;

- жизненные интересы, не дающие нанести ущерб безопасности и благосостоянию нации;

- важные интересы, не позволяющие нанести серьезного ущерба нации;

- периферийные интересы (более мелкие) локального характера.

Национальные интересы США, сформулированные Г. Моргентау в начале 60-х годов, должны быть нацелены на преобладание в западном полушарии. Это преобладание будет под угрозой, если Европа или Азия окажется под контролем державы или группы держав, достаточно сильных, чтобы напасть на США. Отсюда следует, что в Европе и Азии США следует поддерживать равновесие двух или более групп держав, не позволяя ни одной из них усилить свою мощь военными или политическими захватами в западном полушарии.1)

Вот почему США так остро реагировала на кубинскую революцию, поддержанную СССР, и особенно на ввоз на Кубу советских ракет.

Национальные интересы - важная движущая сила в национальной политике каждой страны. И если строить политику, не соответствующую национальным интересам, не находящую отклик и одобрение у большинства нации, это означает заранее обрекать ее на провал.

Национальные интересы служат сохранению нации как единого целого. Если партийные интересы, партийные идеологии разделяют нацию на группы в соответствии с групповыми интересами, то национальные интересы, являясь надгрупповыми, надклассовыми, сплачивают, объединяют, интегрируют социальные, национальные, демографические группы в единый организм - нацию. Национальные интересы - это то, во что верят, что чувствуют, к чему стремятся все представители нации или хотя бы большинство из них.

На основе национальных интересов может и должна строиться любая политика - внутренняя и внешняя. Важным аспектом внешнего выражения национальных интересов, внешней политики государства является их признание другими государствами. Непризнанные национальные интересы воспринимаются другими странами как покушение на их национальные интересы, как выражение агрессивности, непредсказуемости, нестабильности в политике. Например, чеченская война (1994-1995 гг.) была воспринята мировым сообществом как соответствующая национальным интересам России. Поэтому практически ни одна страна не критиковала решение президента России о боевых действиях в Чечне. Критике подвергались лишь действия, нарушающие права человека.

Совсем по-иному было воспринято в мире введение советских войск в Афганистан (1979 г.) и вся афганская война (1979-1989 гг.). Подавляющее большинство стран мира не признавали национальных интересов СССР в Афганистане, и попытки советских политиков объяснить введение войск оказанием помощи афганской “революции”, ведущей афганский народ к социализму, успеха не имели.

Нет необходимости доказывать важность осознания и понимания нацией своих национальных интересов. Особенно это необходимо людям, находящимся на государственной службе, в том числе и военнослужащим. Одну из первых попыток сформулировать национальные интересы современной России предприняли политологи Совета по внешней и оборонной политике (Москва) и Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон). Национальные интересы России, по их мнению, представляет три группы интересов.

1. Интересы России внутри СНГ:

- забота о русскоязычном населении и других национальных меньшинствах, имеющих свои национальные территории в составе России;

- обеспечение безопасности границ и законного статуса войск России на территориях новых государств;

- сохранение за Россией ведущей державы в постсоветском пространстве.

2. Региональные интересы России распространяются на Европу, Ближний Восток, Восточную Азию, Арктику, западную часть Тихого океана.

3. Глобальные интересы России:

-поддержание стабильности в мире, то есть не стремиться к развязыванию национальных конфликтов, не угрожать войной США, не ускорять гонку вооружений;

- создание ассоциации безопасности (Россия, Япония, Восточная Европа, Западная Европа, США);

- предотвращение распространения ядерного оружия;

- сближение ядерной стратегии России и США;

- согласование военных доктрин;

- согласование продаж оружия третьим странам.1)

Важной задачей поддержания стабильности международной системы является умение политиков не только знать, но и сочетать разнообразные национальные интересы, находить баланс интересов.

Баланс интересов включает в себя целый комплекс межгосударственных отношений: экономических, политических, культурных, военных и других. Баланс интересов не может “висеть в воздухе”, то есть не может складываться случайно, не может не основываться ни на чем. Баланс интересов базируется, опирается на баланс сил. Это положение отметил еще Г. Моргентау. Он сформулировал понятие “национальная мощь” и определил его структуру следующим образом:

- географическое положение страны;

- природные ресурсы;

- промышленный потенциал;

- военная подготовленность (уровень военной техники, военного руководства, количество и качество Вооруженных Сил);

- численность населения;

- национальный характер (отношение к войне);

- национальная мораль (отношение к правительственной политике);

- качество дипломатии.

Переходя к взаимоотношениям государств на мировой арене, то есть к балансу интересов на основе баланса сил, Г. Моргентау сформулировал четыре парадокса международной политики в ядерный век: 1)

1. Приверженность к использованию силы и боязнь ее применить. Суть этого парадокса в снижении значения ядерной мощи в ядерный век.

2. Стремление к политике, при которой можно избежать возможных последствий ядерной войны. Это парадокс делает невозможной стратегию так называемой “ограниченной ядерной войны”, так как не зная намерений противника и начиная “ограниченную войну”, можно получить всемирную катастрофу.

3. Гонка вооружений и попытка ее остановить.

4. Политика с опорой на союзы, в то время как их роль все время падает.

Эти парадоксы, сформулированные в 60-х годах, остаются неразрешенными и в 90-е годы. Может быть изменились некоторые акценты и подходы.

Современная эпоха характеризуется не только наличием ядерного оружия, но и большей взаимосвязанностью между государствами, а также всё возрастающей зависимостью всех наций от выживания природной среды. Это не менее (и даже более) ядерного оружия способствует проведению более осторожной, взвешенной и моральной политики.

Сегодня возрастает роль таких факторов, как уровень и качество жизни, обеспечение безопасности населения от сил природной стихии и преступности, уровень образования и здравоохранения и др.

Не менее важной характеристикой государства, а иногда и более важной становится его национальный авторитет. В широком плане национальный авторитет включает в себя понятие национальной мощи и все вышеуказанные факторы.

Мы рассмотрели на чем основаны национальные интересы и как они воздействуют на формирование национальной политики. Особенно важно знать национальные интересы и национальную политику профессиональному военному, ибо эти понятия в отличие от партийных, групповых интересов, объединяют нацию и армию, помогают видеть и оценивать за приказами командиров общее направление военной политики, осуществляемой государством.