Единая информационная база.

Принципы проектирования БИС

Интегрированная БИС представляет собой единый программно-технологический комплекс, являющийся средством ускорения освоения, возвратности и сбалансированности ресурсов, контролируемых по заданным условиям финансирования и кредитования. Интегрированная БИС охватывает совокупность банковских задач не фрагментарно, а комплексно, отражая всю сложность их взаимосвязей. Это не совокупность разрозненных и хорошо автоматизированных задач, а такой комплекс программ, которому присущи свойства сложной системы: сложность иерархической структуры; множественность функциональных целей; динамичность в работе при обеспечении управления процессами, носящими вероятностный характер; многофункциональность.

При разработке интегрированных БИС требуется проанализировать большое количество влияющих на их структуру и содержание факторов: общие характеристики банка, ближние и дальние цели и стратегические направления его развития; особенности уже сложившейся структуры управ­ления; общие принципы построения банковской технологии; ожидаемая архитектура системы и состав функций, подлежащих автоматизации; объем входной и выходной информации, количество входных документов; требования к информационной безопасности. На основе такого анализа выработаны основополагающие принципы проектирования БИС:

1. Автоматизация рутинных задач.

2. Сокращение документооборота.

3. Ведение архива системы. Вос­становление архивной копии базы данных системы. В связи с этим необходимо обеспечить одновременное сопровождение баз данных, хранящих результаты текущего и прошедшего операцион­ных дней.

5. Комплексность разработки программного обеспечения, которая предполагает создание совокупности взаимосвязанных программных средств, автоматизирующих ряд банковских функций и организованных в виде целостной системы. При этом для эффективной ее эксплуатации должны соблюдаться принципы согласованной пропускной способности частей системы и гибкости информационного обеспечения при сохране­нии его единства.

6. Обеспечение безопасности.Ее решение может быть успешным только при ком­плексном подходе, который подразумевает разделение доступа к инфор­мации. Так, для доступа к системе существуют уровни: пересылка файлов в определенную директорию, дос­тупы в определенную директорию, доступ к диску, реализация всех функ­ций на удаленном ПК. Для этого обычно используется система паро­лей, шифрования передаваемой информации, электронной подписи.

7. Адаптация. Способность адаптации БИС особенно важна в условиях несложившейся банковской системы, несовершенства законодательной базы и нестабильной экономики.

8. Гибкая структура. БИС должны быть открытыми систе­мами, т.е. допускающими внесение необходимых изменений в модель в случае каких-либо перестроек в банковской сфере. Главным девизом здесь должна служить ориентация систе­мы на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на решение локальных функциональных задач. Гибкость, которая должна обеспечивать адаптацию программного про­дукта без перепрограммирования, также основана на параметризации. Настройка может быть однократной (на момент внедрения) и заключаться в конфигурировании системы по количеству пользователей, особенностям и составу физических устройств, технологическим особенностям реали­зации услуг, структуре аппарата управления, а также при изменении бан­ковской технологии: при изменении плана счетов и алгоритма формиро­вания баланса. Но может быть и текущей, когда ее настройку выполняет бан­ковский технолог или администратор системы.

9. «Связывание модулей». Процедуры расширения и настройки системы должны основываться на так называемом «связывании» модулей, которое обеспечивает комплексность системы за счет их интеграции. Например, оплата извещений по пога­шению коммунальных платежей клиента одновременно обновляет пози­ции в текущих счетах, а также другие позиции, затронутые операцией.

10. Откат. К специальным требованиям, характерным для банковской сферы, от­носится прежде всего возможность отката на дату (контрольную точ­ку) либо технологического отката через систему обратных проводок «красное сторно». При достижении исходной ситуации и ее фиксации сотрудники банка должны иметь возможность внесения изменений и воз­врата с автоматическим расчетом, закрытием и архивацией всех после­дующих дней.

11. Блокирование ввода. Другим требованием, которое теперь предъявляют банки к систе­мам автоматизации своей деятельности, является блокирование вво­да платежных документов, приводящих к дебетовому сальдо. Если же такая ситуация не возникает и платежный документ не обладает некоррект­ными реквизитами, банковская технология предполагает однократный ввод информации в систему и автоматическое формирование прово­док по всем операциям. Это требование совпадает и с требованием разработчиков.

12. Выполнение проводок и изменение лицевых счетов должны осущест­вляться в реальном масштабе времени. Работа с единой информационной базой позволяет автоматически распространять любые изменения всех взаимосвязанных частей базы при внесении изменений в любую ее часть. Система должна обеспечивать постоянное изменение состояния лицевых счетов и ежедневный пересчет остатков на них с учетом дневных измене­ний. Этот пересчет должен давать возможность накопления месячных, квартальных и годовых оборотов по счетам. Лицевые счета должны проходить анализ на ситуацию «неоткрытый счет». Вновь открываемые счета получают автоматически присваиваемые номера. При необходимости клиент (при наличии системы клиент-банк) или сотрудник банка должен иметь возможность просмотра лицевого сче­та и оценки его динамики за заданный период.

13. Мультивалютный режим. По характеру счетов БИС должна обеспечивать работу в мультивалютном режиме как с текущими и расчетными счетами, так и с различного рода депозитными, ссудными, контокоррентными и другими счетами, а также начислять различного рода проценты и комиссии.

 

Проектирование функциональной части ЭИС связано с выделением функциональных подсистем. Под функциональной подсистемой понимается некоторая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общностью функциональных признаков управления. Задачи управления, решаемые в банке, многоаспектны.

Функции управления из-за универсальности своего состава являются одним из наиболее распространенных признаков управленческих систем. Система управления банком, выполняя в целом функции, типичные для любых управленческих систем (планирование, учет и контроль, анализ и регулирование), обладает особенностями их распределения между элементами управленческой структуры. Эти функции неразрывно связаны между собой и всегда носят целевой характер.

Учет и контрольв банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны между собой, поскольку аналитический уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием баланса, проводки, изменяющих состояние лицевых счетов, что немедленно отражается на синтетических четах и в балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период.

Анализ представляет собой функцию управления, которая позволяет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так и вне банка. В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду.

Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные решения для выхода из сложившейся ситуации и достижения поставленных целей. При этом планирование внешних взаимодействий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются частично в процессе маркетинга (департамент маркетинга и развития банка), частично в отделе планирования (департамент экономического управления).

Подготовленные на этапе планирования решения реализуются в рамках функции регулирования. В зависимости от уровня цели можно говорить о перспективах управления. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, поскольку тактические цели, например, управления банка, могут являться стратегическими для другого уровня управления, например, кредитного отдела. Но, тем не менее, для банковской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (месяц, квартал) и перспек­тивные (год). Таким образом, можно говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и анализе. Но анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, отражающих фактическое состояние системы.

Объектом управленияв банкеможет служить как деятельность подразделения или одного сотрудника, так и отдельная банковская операция, состоящая из ряда технологических этапов.

Одна из особенностей российских коммерческих банков заключается в том, что их деятельность, несмотря на формальную специализацию, носит в большинстве случаев универсальный характер. Это определяет в целом схожесть палитры услуг, а также определяет выбор структуры управления банком.