Проблемы внедрения банковских информационных систем
Банковские информационные системы
Использование компьютера в банковских операциях позволяет расширить применение экономико-математических методов в управлении, оптимизировать некоторые процессы (например, распределение и размещение мобилизованных средств). При этом повышается оперативность проведения расчетов и, следовательно, оперативность принимаемых решений. Появляется возможность расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения географии за счет более полного использования средств телекоммуникаций.
Однако при внедрении банковских информационных систем (БИС) перед банком помимо необходимости больших затрат на закупку платформы (технические средства и базовое программное обеспечение) и обучения своих специалистов возникает проблема обеспечения максимальной длительности эксплуатации приобретенной платформы. Но это сталкивается с тем, что любая платформа обречена на быстрое моральное старение, обусловленное устареванием оборудования, базового программного обеспечения (операционная система, СУБД, языки программирования) и заложенной в продукт банковской технологии. В этой связи банк заинтересован в быстрой окупаемости проекта.
На структуру и содержание БИС оказывают решающее воздействие структура управления и состав банковских операций. Несмотря на достаточно стабильную номенклатуру банковских услуг, их реализация в виде последовательности технологических этапов и приемов может различаться. Сравнивая работу различных банков и оценивая возможность автоматизации их деятельности, надо отметить практическое отсутствие унификации и стандартизации банковских технологий. Технологии выполнения одноименных банковских операций отличаются в различных банках, наблюдается несоответствие целей и функций для одноименных автоматизированных участков, разнообразие в технологии документирования одноименных операций, различие форм отчетности, периодичности их представления на разных участках управления в связи со специализацией работников.
Это привело в середине 90-х годов XX века к появлению на российском рынке большого количества программных средств, обеспечивающих частичную автоматизацию банковской деятельности. Но со временем стали итегрироваться и широко тиражироваться наиболее эффективные БИС. Фирмы, имеющие разветвленную структуру и закупающие интегрированные системы, распространяют их на все свои филиалы.
Нужно отметить и тот факт, что во многих БИС автоматизированы лишь самые основные, наиболее важные с точки зрения разработчиков системы, задачи. Это мотивировано отсутствием некоторых услуг: факторинга, лизинга, карточных услуг, но есть управленческие задачи, решаемые в любом банке и, как правило, отсутствующие в большинстве отечественных БИС, например: автоматизированный анализ качества кредитного портфеля, прогнозирование и планирование кредитных ресурсов.
При разработке системы автоматизации могут быть реализованы два альтернативных решения.
Первое решение заключается в том, что проектировщики разрабатывают систему исходя из сложившейся структуры управления и, таким образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.
Второе решение предполагает предварительную реорганизацию системы управления и усовершенствование ее в соответствии с современной концепцией организации управления и требованиями руководства учреждения.
Анализ БИС показал, что практическое выделение подсистем и задач учитывает их группировку одновременно по трем признакам:
¾ управленческая структура;
¾ трансформация ресурсов;
¾ функции управления.
При этом часть задач реализуется различными технологиями, распределяется между различными АРМ и не повторяется, а некоторые задачи становятся функционально избыточными и оформляются при разработке в виде некоторых универсальных технологий, структурно выполненных в форме перемещаемых блоков, одновременно присутствуя в нескольких АРМ и соответствующим образом настраиваясь.
Мера функциональной избыточности определяется особенностями управленческой структуры, принятой в банке. При этом ряд управленческих задач зачастую не выделяется в самостоятельные, как, например, вся группа задач маркетинга. Это можно объяснить неразвитостью банковских систем управления и нежеланием небольших, небогатых банков тратить деньги на дорогостоящие маркетинговые исследования.