В. Основа личности социального работника

Социальная работа относится к тем видам профессиональной деятельности, где не только знания и умения, но и личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность его работы. Поэтому в процессе обучения социального работника необходимо уделять внимание воспитанию личности специалиста, формированию духовно-нравственных качеств.

Большинство исследователей среди обязательных личностных качеств социального работника выделяют психологическую грамотность, деликатность, такт, справедливость, достоинство, терпимость, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональную устойчивость.

Человек, выбирая данную профессию в качестве будущей сферы деятельности, должен иметь как можно больше сведений о специфике работы, быть готовым ежедневно сталкиваться с трудностями и при этом не ожесточиться, быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой культурой, иметь четкие идеологические и нравственные принципы.

Основа любой профессии – призвание, под которым понимается органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста и его способностей к социальной работе.

Большое значение при этом имеет уровень моральности социального работника как мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям. Уровень моральности социального работника должен быть выше среднего.

Основой личности социального работника должна являться нравственность, как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.

Нравственное сознание социального работника содержит три компонента:

- нравственные знания, знания о морали, этике, нравственности. Практический соц. работник, не прошедший курс обучения, в своей работе руководствуется чисто интуитивным пониманием проблемы, основанном на личном опыте и собственной системе ценностей. Однако она не всегда совпадает с общепринятой системой норм и правил поведения. Также следует отметить, что знание этических норм морали еще не обеспечивает морального поведения специалиста, поэтому он должен постоянно совершенствоваться и работать над собой.

- нравственные убеждения, это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, это умение взглянуть на свои действия с точки зрения интересов дела.

- нравственная потребность, наивысшая степень нравственного сознания. Характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики как внутренне потребности человека.