Легитимизация, средства, действия, конечный результат).

Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности может быть только благо клиента и общества. ЦЕЛЬ, которую ставит перед собой соц. работник – способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента.

Факторы, влияющие на достижение цели:

- возможности системы социальной защиты и конкретной социальной службы;

- объективная ценность конечного результата для клиента;

- этичность поставленной цели.

При этом соц. работник, оценивая этичность цели, планируя конкретные действия по решению проблем клиента, берет на себя личную ответственность.

МОТИВАЦИЯ,действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиняться чувству долга, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентаций. Однако в соц. работе есть люди, стремящиеся реализовать собственные интересы и мотивом может выступать удобный график работы, размер заработной платы и др. внешние блага. Однако деятельность, которая мотивирована данными обстоятельствами менее эффективна, т.к. в работе важна внутренняя мотивация, внутренне побуждение к деятельности.

ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ –правовое обоснование, на которое соц. работник официально опирается в своей деятельности. Это должностные обязанности, положения о социальной службе, различные законодательные акты, договор с клиентом, т.е.вся нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов соц. защиты и их работников.

СРЕДСТВА,для достижения цели используются все доступные легальные средства- от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами и гл. из них «Не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям приведет использование выбранных средств, а использование деструктивных средств может привести к трансформации цели, даже если изначально она была высокоморальной.

ДЕЙСТВИЯ,решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на основании уважения к клиенту, заботе об их достоинстве и подлинном благополучии, т.е. изначально необходимо определить, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Ответственность за разработку плана ли программы этически приемлемых действий по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника. Этика требует, чтобы специалист информировал клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность.

КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ– это естественный ожидаемый продукт деятельности. Социальный работник должен постоянно контролировать соответствие запланированного реально ожидаемому.

Уровни этики соц. работы:

- применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы (системы см. выше)

- оценка поведения и действий конкретных соц. работников и соц. служб с т. зр. этических стандартов, принятых в обществе;

- оценивание социальной работы в целом как социального института с т. зр его целесообразности и нравственности.