В. Структурные элементы этической деятельности (цели, мотивация,
ЗАДАЧИ
Русские философы рассматривают человека не как раба божьего, выполняющего свой долг перед богом, а человека, как самостоятельную ценность, имеющего право на личное счастье, свободу поступков и совершенствование.
В советский период взгляды общества на социальную работу (социальное обеспечение) существенно изменились. Считалось, что человек в достаточной мере социально защищён и такая её разновидность как благотворительность не требуется. А если все же есть такая категория людей, нуждающихся в помощи и поддержке, то её должно оказывать государство. Поэтому в этот период благотворительность трансформируется в шефскую помощь (дошкольные, школьные и др. учреждения) и распространяется частная благотворительность.
В настоящее время профессиональная социальная работа в РБ переживает период становления. В современном обществе главной ценностью государства является человек, его права защищены государством, которое берет на себя ответственность за его благополучие, но в то же время государство поощряет благотворительную деятельность граждан и организаций, поскольку благо каждого человека – это забота и государства, и самого человека, и его окружения.
1в. Понятия терминов «этика», «профессиональная этика», «моральная норма»,
«этические отношения», «этическое сознание» и др.
ЭТИКА (с греч. – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе.
Этика - одна из древнейших дисциплин, которая возникла как часть философии для обозначения философского учения о морали (Аристотель), призванная на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности.
Трудовая деятельность выступает как пример практической деятельности, т.е.речь должна идти уже о ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ –наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил поведения специалистов различных областей возникла в глубокой древности, в работе «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа» (г. Иллезей, 3тыс. до н.э.). Более целостные профессионально-этические комплексы появляются в XI – XII веках и связаны с ремесленным разделением труда и переходом к ремесленным цехам, поэтому они носят название цеховые уставы (в них отражены требования, регламентирующие отношение к труду, профессии, коллегам по цеху).
Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности. Профессиональная этика лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, появляется первоначально как элемент обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики профессиональных групп. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов.
Профессиональная этика не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной деятельности людей и представляет собой совокупность норм и правил поведения специалистов, которые могут меняться под воздействием внешних и внутренних факторов.
Этика соц. работы основывается на МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ (от лат. – правило, образец) – одна из форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания.
Сегодня для соц. работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого соц. работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению единых моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.
Поэтому основными задачами профессиональной этики можно назвать следующие:
- воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и профессионала;
- содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач;
- не допущение противоречий между корпоративными интересами и целями (выражаются в повышении престижа и статуса профессии, получении субсидий на развитие профессиональной деятельности) и задачами профессиональной деятельности, интересами общества и каждого его члена.
Сразу возникает две проблемы:
- необходимость определения этических критериев ответственности соц. работника
- проблемы коллективной ответственности
Поэтому ОБЪЕКТОМизучения этики соц. работы становится профессиональная мораль специалистов, а ПРЕДМЕТОМ – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.
ЦЕЛЬЮ этики соц. работы – является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности.
– нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений,
- формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.
Основными КАТЕГОРИЯМИ этики социальной работы являются:
Этические отношения – возникают в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей социального работника в следующих плоскостях:
- соц. работник<=>клиент
- соц. работник<=>соц. работник
- соц. работник<=>соц. окружение
- соц. работник<=>организация
- соц. работник (как институт соц. работы)<=>государство
Этические отношения существуют в виде требований, нравственных принципов, моральных качеств, самоконтроля.
Этическое сознание – отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений.
На сам. Раб. – понятия «этические действия», «профессиональный долг» |