В. Возникновение этики. Христианская этика.

Введение на Руси православия в качестве официальной государственной религии и идеологии сделало его постулаты основой этических воззрений верующего населения. Наиболее известным сводом религиозных норм и правил, отношений между людьми – является Библия, где указаны заповеди, моральные требования к поведению и действиям человека, живущего в общине. В Ветхом Завете содержатся и этические требования делать добро, а так же требования направленные на оказание помощи человеку.

Например:

- человек добрый, милосердный может открыто смотреть в глаза

людям; он пользуется уважением соплеменников;

- быть черствым, жестоким и эгоистичным это постыдно и аморально,

такой человек подвергался со стороны общины осуждению;

- если человек виновен и заслуживает смертной казни, то правосудие

не должно превращаться в самосуд.

Все эти требования соответствуют представлениям о норме поведения.

Более полно моральные заповеди содержатся во второй книге

Торы – Исход. Пророк Моисей получил заповеди из уст самого Бога:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Эти моральные нормы составляют основу совместного существования людей, регламентируя взаимоотношения соплеменников.

Так же в Ветхом Завете есть строки направленные на оказание моральной поддержки и помощи бедным:

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим.

Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается.

Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей».

В этих строках мы видим разделение на «своих» и «чужих», по отношению к «своим» нужно поступать справедливо и милосердно, с учетом моральных норм и принципов (оказание всесторонней помощи). По отношению к «чужим» допускалось оказывать помощь в долг (за не возврат долга плата могла взыматься в полной мере – убить, грабить, обратить в рабство).

Христианство, в отличие от иудаизма базируется на Новом Завете и устанавливает этические и социальные критерии и нормы, хотя верующие должны самостоятельно определять свое поведение, опираясь на заповеди. Сложившиеся к этому времени в христианстве, и особенно в православии, этические принципы относительно помощи и поддержке страждущих, нищих, убогих и сирот, оформились и упорядочились.

В Нагорной проповеди Христа последовательно развивает основные этические принципы:

- милостыня должна быть актом милосердия; не требующая за это награды;

- «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророк» (величайший нравственный закон, «золотое правило этики»).

В народном эпосе этот закон был сформулирован следующим образом: «Как аукнется, так и откликнется», «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» и др.

В Древней Руси этика помощи человеку не оформлялась в отдельную отрасль знания и не фиксировалась произведениями. Этические взгляды на проблемы оказания помощи и взаимопомощи существовали только в самом общем виде. Их зарождение можно проследить в древнейших памятниках русской литературы, в фольклорных произведениях. Славяне традиционно жили в атмосфере коллективизма и взаимопомощи, характерной особенностью для них являлась бескорыстная благотворительность, то есть, делая добрые дела, не требуя в последующем вознаграждения. Таким образом, взаимопомощь нуждающимся, в силу образа жизни, обусловленного природно-географическими и экономическими условиями, для славян-язычников была так же естественна, как сама жизнь.

Вводя на Руси православие (конец Х века) великий киевский князь Владимир стремился, чтобы эта религия стала государственной и завоевала народное признание. Он стремился, чтобы этика христианства, учение о морали, братстве людей, любовь к ближнему и взаимопомощь, стали идеологической основой государства. В 996 году князь Владимир поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку («церковная десятина» - десятая часть от торговли, производства, с/х).

Здесь следует обратить внимание на следующую закономерность: если для первобытного человека оказание помощи было гарантом сохранения рода, то для православного человека – оказание помощи давало возможность обретения Царствия Небесного. Таким образом, при внешней одинаковости этических норм в отношении действий, цель и сущность их существенно различались.

Характерной особенностью русского народа являлось создание произведений морального поучения, завета, где поведение человека в обществе и семье выдвигались на первый план.

Среди выдающихся памятников древнерусской культуры можно назвать «Поучения» Владимира Мономаха, где особое внимание уделялось заботе о нищих, убогих, вдовах, причем не только оказание им материальной помощи, но и защищать их права, а так же быть приветливым, сердечным со всеми людьми: «Не пройди мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово». Владимир Мономах считал важным соблюдение общих морально-этических правил, среди которых:

- уважение к людям;

- умение быть полезным;

- быть верным данному слову;

- заботиться о бедных и защищать их;

- делать людям добро и избегать зла;

- творить милостыню (это способ совершенствования собственной души, её спасения, требующее от человека бескорыстия, но в надежде на вознаграждение в Царствие Небесном).