Социология и общество. Основные понятия. Причины и характер миграции. Социокультурные аспекты развития глобального мира. Ноосферная самодостаточность человека.

Социоцентризм — воззрение, философская категория, возникшая, с одной стороны, вследствие развития глобальной цивилизации, подчиненного замыслу «потребительских вожделений современного массового сознания», когда человек и сообщество выступают как центр, создающий собственный мир бытия, и исходя из этого утверждают общечеловеческие закономерности, социальные ценности, а следовательно, и такую же направленность деятельности, а с другой стороны, вследствие такого развития глобальной цивилизации, которое самоограничено, маргинально обособлено, отрезано от космического опыта, от открытых вселенских процессов. Именно поэтому социоцентризм закрывает двери в будущее человечества.

Социоцентричный мир можно и нужно исследовать системно, а также оценивать по результатам, соизмеряя их с космоцентричным миром, в котором живет человек, общество, глобальная цивилизация. В современных условиях социоцентричный мир рассматривается людьми как совокупность его составляющих по социальным, экологическим, экономическим и политическим направлениям деятельности. В последние годы большинство государств мира под эгидой ООН уделяют значительное внимание своему устойчивому развитию, которое рассматривается в большей мере по экологическим последствиям взаимосвязей между людьми и природой. И, к сожалению, очень мало уделяется внимания соизмерению существа взаимодействия между деятельностью социоцентризма и космоцентризма, т.е. управление социоцентричным миром происходит по обратной связи, минуя взаимосвязи. Вследствие этого результаты деятельности социоцентризма остаются непредсказуемыми и сопровождаются постоянными разрушительными кризисами и катаклизмами.

Развитие социального мира характеризуется его собственным социогенезом. Социогенез— процесс зарождения и развития комфортных, духовно-эмоциональных, этических, эстетических и иных связей между людьми, отдаляющих их от животного состояния, дающих им рациональное биосоциальное начало. Финалом социогенеза станет процесс самосохроанения глобальной цивилизации при слиянии квазиравновесных взаимоотношений космо- и социоцентризма с образованием социопригодной системы.

Социализация цивилизации практически проходит по всем функциям, которые делегированы ей природой как инструменту, призванному обеспечить рациональную, гармоничную и экономичную деятельность по поводу самоорганизации среды своего обитания и самосохранению деятельных структур.

В современных условиях есть три основных направления (способа) существования социума:

1) развитие производительных сил общества;

2) концентрация материальных, духовных и нравственных сил;

3) регулирование отношений при одновременном обеспечении социального равновесия.

Характер тенденций развития социального мира изучает социология— наука об обществе как целостной системе, в которой массовое поведение людей происходит по закономерностям, присущим социальным группам, общностям, личностям и обществам. Исследование социологических процессов осуществляется теоретическим и эмпирическим обобщением специфических связей.

Социальный мир и есть основа социоцентризма, в центр которого поставлен человек и общество «с конкретной системой насущных материальных и духовных потребностей и интересов выживания настоящих и будущих поколений».

Социология находится в прямой взаимосвязи с политикой, с социально-политической сферой, в которой «необходимо найти способы измерения отношения общества как совокупности граждан, с учетом социальных различий между ними, к государству и его институтом, к политическим партиям, представляющим интересы различных социальных

групп и слоев, наконец, к общему курсу и отдельным актам, проводимой государством политики и ее результатам» [98].

Исследования показывают, что динамика изменения численности населения определяется историей развития страны, уровнем экономического и социального роста, национально-культурными традициями.

XX век оказался периодом разительных демографических перемен в мире (табл.1.1). Так, если в 1990 г. население планеты составляло 1,6 млрд человек, то в 2000 г. оно перешагнуло цифру 6 млрд, т.е. увеличилось в 4 раза. Таким образом, демографический взрыв можно описать логарифматической шкалой (табл. 1.2).

Некоторые сценарии темпов роста населения Земли указывают на наличие определенных пределов. Например, по математической модели прогноза ООН, будет достигнут предел в 14 млрд человек к 2135 г. По расчетам, вначале предполагается стабилизация численности населения мира, а затем плавное ее снижение с наличием прохождения населения стран

Миграция населения— это одна из форм нестационарности, означающая перемещение, переселение людей в связи со сменой места жительства, происходящее под влиянием устремления к самоорганизации. По времени действия миграция подразделяется на безвозвратную с окончательным переселением, временную и сезонную — маятниковую.

Социокультурные аспектыобозначают определенные связи между человеческим обществом и наукой, культурой, образованием, которые создают систему ценностных ориентаций, порождающих энергию и побуждающих к прогрессивным переменам в историческом развитии народов, к формированию их духовности. Иначе говоря, социокультурные аспекты есть средство непрерывного процесса приращения духовности личности и общества.

Социокультура и ее разновидности определяют тенденции смены ценностей и побудительных мотивов в восприятии чувствительности и совершении искусственного порядка деятельности народов. «Чувствительная форма культуры и общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и что за пределами реальностей и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе, нет другой реальности и нет реальных ценностей» [128]. Именно этот принцип материализуется в духовном наполнении личности и общества через философию, экономику, политику.

По теории известного ученого, социолога П.А. Сорокина, социокультурный слой определяет тип культурной ментальности, базирующийся на том принципе, что «истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой» (таб. 1.8).

Ментальность— это совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку, группе, обществу.

Сверхчувственные, рациональные и чувственные формы неотъемлемы друг от друга, поэтому образуют интегральные признаки, интегральный потенциал готовности к действиям как сочетание биологического, социального, духовного и материального, познанного и непознанного. Разнообразие социокультурного слоя позволило П. Сорокину выделить 54 человеческих типа с характерными возможными чертами поведения. Из этого следует, что можно получить такое же количество направленных разнохарактерных действий и результатов при одной ситуации. Вектор развития событий может блуждать по карте характерных черт социокультурных типов и увлекать за собой искусственный порядок деятельности человека, искажая истину и эффективность его опыта под влиянием рефлексивности.

Эффект действий намного бы повышался, если бы человек и общество обладали методами их соизмерения с естественным порядком всеобщей деятельности, выделенной опытом развития окружающего мира — среды обитания, предыстория которой насчитывает миллиарды лет. А целью стал бы ориентир эффективной деятельности, выраженный интегральной формой.

Мы вновь возвращаемся к мысли о необходимости познания и описания принципов и законов естественного порядка всеобщей деятельности. Отсутствие в жизни людей бессменной и вневременной ценности, определяющей максимальное сочетание искусственного порядка деятельности с естественным, приводит к переходу от одного социокультурного типа (ментальности) к другому.

«Переходный период характеризуется сменой социокультурных типов, синтезом и гармонизацией чувствительного и идеационального типов интегральным. Это означает, что если на Западе будут нарастать ранее преданные забвению или отодвинутые на задний план элементы идеационального строя и возвысится роль духовной жизни, религиозных начал, то на Востоке, напротив, усилится тяга к чувствительной культуре со всеми ее атрибутами». Но что говорит сам автор теории социокультурных типов: «Однако нет уверенности, что чаши весов уравновесятся, что не осуществляется переход к противоположному типу культуры.

История развивается зигзагами и часть преподносит сюрпризы. Признаки этого наблюдаются и на Западе и в России: широкое устремление людей, потерявших уверенность в научном прогрессе, к вере и суевериям, мгновенная трансформация атеистов в истово верующих».

В эпоху ноосферы развитие общества должно достигнуть определенной устойчивости, ибо предполагается, что развитие цивилизации происходит с обязательным учетом природных основ и гуманистических ценностно-мировоззренческих установок. Развитие ноосферы как совместных действий природы и человека, как порождения его разума, должно основываться на высшем проявлении интеллекта, научном познании, на глубоко продуманных и аргументированных действиях людей, самое главное — на самосознании того, что человечеству необходимо отказаться от своей главной экономической аксиомы: непрерывного роста неограниченного потребления при все большей ограниченности ресурсов.

Однако ясно, что достичь такого роста можно только одним за счет других, т.е. человечеству за счет экосферы. А как тогда быть с мечтой о достижении ноосферы, которая гармонично должна перейти в новое эволюционное состояние под воздействием разума человека? Выход виден только один. Следует найти условия содружества человека и природы.

Готов ли человек к потере своего ложного господства над окружающей средой? Готов ли он сократить свои разросшиеся потребности

Будем надеяться, что в сознании человечества восторжествует направление преемственности социальных ценностей над личными. Думается, что разум человека дан ему не для того, чтобы проблемы обмена решались с эгоистической точки зрения, а для того, чтобы он осознал и использовал в полной мере свое предназначение на Земле и в Космосе. Обязательно сбудутся пророческие слова В.И. Вернадского: «В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетарное действие который обычно не принимается во внимание. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его, как существа общественного».

Можно отвергнуть эту идею и сказать, что она несет субъективное мнение ученого. Но как можно опровергнуть эволюционное развитие во Вселенной, непрерывное нарастание сложности окружающего нас мира, возможность длительного развития только открытых систем. Человек не может существовать дальше и рассчитывать на успех в будущем, если он свое развитие строит на теории закрытых систем, в которой эффективность действий определяется из интересов только одной данной системы. При таком подходе, видимо, нельзя рассчитывать на гармонию взаимоотношений с окружающей средой, а следовательно, и на длительную перспективу жизнедеятельности человечества.

На основании теории открытых систем можно прийти к выводу: ноосферная самодостаточность человека и общества наступает тогда, когда их разум способен создать такие системы, которые не только повторяли бы естественный порядок всеобщей деятельности, но и совершенствовали его структуру. Следовательно, неограниченное самосохранение глобальной цивилизации наступает только в том случае, если ее ноосферичный вектор развития и самоорганизации, социальный разум, духовность, интеллект становятся не ниже вектора естественного порядка развития всеобщей деятельности окружающей среды, обеспечивая тем самым квазиравновесия между их возможностями и потребностями при предложении и спросе на общие природные ресурсы.

Социоцентризм диктует сегодня содержание социологии, экологии, экономики, политики и определяет развитие глобальных процессов. При этом, векторы развития по сценариям естествоцентризма и социоцентризма стали расходиться друг от друга.

Но природа раскрыла нам и другой закон — о переходе количества в качество: накопление количественных изменений достигает такого предела, при котором целостность получает новые качественные характеристики. Подтверждением работы данного закона является эффект эмерджентности,означающий, что суммарное энергетическое состояние свободных частиц (элементов) всегда больше энергии взаимодействия этих же частиц, объединенных в систему. Эмерджентный эффект увеличивается по мере упорядочения, систематизации структур путем гармоничного и экономичного обмена ресурсами.

На основе этого природа открыла для человечества эффект самоорганизации— целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится и совершенствуется организация сложных динамических систем (в соединениях, клетках, организмах, глобальной цивилизации) и выделяются их внутренние резервы и эффекты, образуя круговорот экономичного и гармоничного обмена.

Это и есть путь получения неиссякаемого резерва для неограниченного нестационарного развития глобальной цивилизации при самосохранении и сохранении целостности окружающего мира. Человеку остается познать принципы и законы естественного порядка всеобщей деятельности, довести их до разума глобальной цивилизации и построить собственную интеллектуальную продуктивную деятельность на основе этих принципов и законов, сотрудничая с природой, встраиваясь в природные процессы обмена.

Деятельность систем (человек, общество, глобальная цивилизация) — это не просто целенаправленная мобилизация собственных возможностей по выбору и осуществлению рациональных путей, методов и способов нестационарного развития (при приращении популяции, областей расселения, комфорта, потребления, личнойакселерации и т.п.) вусловиях сохранения ресурсов (энергии, вещества, информации, сохранения импульсов и моментов действий, их меры и количества), но одновременно и сохранение состояния среды своего обитания путем совершенствования и повышения эффективности самоорганизации собственных и природных целостныхсистем