Тема 1. Нооглобализм и самосохранение человека, общества и природы.

Определение понятий: глобальный мир, естествоцентризм и социоцентризм. Методология изучения курса «Нооглобализм»

Глобальный действительный мир — это сложное, разнообразное сочетание абиотических (неживой природы), биотических (живой природы) систем и компонентов литосферы (взаимодействие веществ и энергии в породах), атмосферы (взаимодействие вещества и энергии материковых и океанских вод), биосферы (глобальная экосистема), которые рассматриваются и работают как единое целое. Совокупность процессов глобального мира происходят в Земле, на Земле и в прилегающих пространствах.

Если рассматривать глобальный мир как систему, то цивилизация людей есть один из ее многочисленных компонентов, действующих наравне с другими по преобразованию природных ресурсов с целью их развития при помощи повышения самоорганизации структур.

Цивилизация и окружающая ее среда едины и взаимосвязаны процессами всеобщей деятельности. Поэтому социально-политические, правовые, эколого-экономические, социокультурные, технико-технологические, потребительские, эстетическо-воспитательные аспекты самосохранения глобальной цивилизации должны рассматриваться и оцениваться совместно с интересами и целенаправленностью самоорганизации среды их обитания.

По праву считается, что одной из важнейших проблем современности является самосохранение земной цивилизации — ее умения с минимальными потерями жить, сотрудничать и вписываться в среду своего обитания.

В современных условиях самыми распространенными научными понятиями стали «самосохранение», «устойчивое развитие», «геоэкономика», «экологическая реконструкция», «глобализм», «глобалистика» и др. По данным ЮНЕСКО за 2002 г., этим направлениям было посвящено 30% всех национальных конференций и симпозиумов стран мира. Однако приходится констатировать, что выбран путь борьбы с последствиями, а не раскрытия существа самих явлений.

Существо явлений лежит комплексном понимании действительного мира, тогда проблему самосохранения человечества можно сформулировать более корректно, не разделяя на проблему глобальной цивилизации и проблему окружающей ее среды. Глобальная цивилизация это компонент, входящий в систему действительного мира, с учетом всех прямых и обратных взаимосвязей (энергетических, вещественных, информационных), характерных для совместной всеобщей деятельности.

Нооглобализм— это научное воззрение, согласно которому самосохранение глобальной цивилизации при максимальной длительности ее пребывания на Земле обеспечивается коэволюционным состоянием глобального мира, при котором разумная деятельность людей становится решающим фактором его эффективного и гармоничного развития.

Ноосфера –это новое коэволюционное состояние биосферы (среды обитания человека), при котором разумная его деятельность становится решающим фактором развития этой среды.

Исходя из вышеизложенного формулируются основные задачи науки нооглобализм:

Первой задачей является изучение комплексных принципов и законов искусственного порядка деятельности глобальной цивилизации, возможных путей ее сотрудничества, приспособления к правилам и законам естественного порядка всеобщей деятельности действительного мира, встраивания в него до полной адекватности, а также отражение опыта в деятельности.

Второй задачей является обобщение современных представлений о глобальных политических, экономических и социальных процессах и научных подходов по теоретическим и практическим методам сближения, встраивания и образования интеграции между социоцентризмом и естествоцентризмом с целью достижения максимальной длительности существования глобальной цивилизации.

Третьей задачей является изучение естественного порядка всеобщей деятельности природы с ее принципами и законами, а также процесса глобализации, которые лежат в основе социоцентризма.

Четвертой задачей является изучение принципов и законов самосохранения глобальной цивилизации с достижением максимального пребывания на Земле.

Пятой задачей является раскрытие целенаправленного развития разума и интеллекта глобальной цивилизации как основы и приоритета по совершенствованию естественного и искусственного порядков всеобщей деятельности и самосохранения целостностей, включая человека и общество.

Естествоцентризм (космоцентризм) – система научных взглядов, которая охватывает всю полноту естественного порядка всеобщей деятельности природы, в том числе экологических взаимоотношений (взаимоотношения живых и неживых, органических и неорганических образований в среде их обитания), причем эта деятельность направлена на самосохранение вселенских структур

Система научных взглядов, базирующаяся на опыте выживания человека в борьбе с природной стихией, называется социоцентризмом, (антропоцентризмом). Социоцентризм учитывает абстрактный опыт закрытых систем и игнорирует сбалансированные взаимосвязи с природой, а тем более не учитывает ее прямые и обратные реакции на деятельность человека.

Очевидно, что кажущиеся человеку «даровыми», а поэтому ничего не стоящими гармоничность и экономичность обмена природными ресурсами, которые выпали из соизмерения эффектов и эффективности в искусственном порядке деятельности глобальной цивилизации, ввели в природную деятельность дисгармонию и включили процессы самоуничтожения живого.

Однако, во всеобщей деятельности естественного порядка самоорганизации в природе присутствуют все виды секторов взаимодействия и преобразования ресурсов. Они последовательно перетекают друг в друга, образуя спирали круговоротов отбора и обмена. Истинные принципы, законы и результаты естественного порядка всеобщей деятельности вскрываются при рассмотрении и анализе природных круговоротов в целом.

Методология— это учение о структуре, логической организации, принципах построения, формах и способах познания, методах и средствах деятельности.

Изложение курса основано на современных представлениях о мироздании и основных принципах его познания: системном подходе в понимании развития целостностей, интеграции наук в познании существа всеобщей деятельности, соизмерении эффектов и эффективности естественного и искусственного порядков деятельности, целенаправленности самоорганизации как инструмента всеобщей деятельности.

Системный подход в понимании развития целостностей - это направление методологического научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы в целостности выявленных в ней многообразных типов знаний.

Интеграция наук в познании существа деятельности - состояние связанности отдельных дифференцированных частей научных знаний в целое, процесс сближения и связи научного познания. Вспомним слова Альберта Эйнштейна: «В жизни не бывает отдельных факультетов».

Соизмерение эффектов и эффективности естественного и искусственного порядков деятельности -это сопоставление величин, обладающих общей мерой. Такой мерой в глобалистике является всеобщая деятельность, направленная на самосохранение целостностей. Органическое сочетание социо- и естествоцентризма сможет объединить и скоординировать естественный порядок всеобщей деятельности природы и искусственный порядок деятельности земной цивилизации.

Целенаправленность самоорганизации глобальной цивилизации.Для глобальной цивилизации главной целью является разностороннее развитие при достижении максимально длительного пребывания в системе окружающего действительного мира. Природа непосредственно и опосредованно управляет инструментами самоорганизации структур.

Чтобы перейти от стохастического многоходового перебора, отбора, выбора, распределения элементов структуризации и деградации целостностей в процессах самоорганизации, природа выделила специализированные инструменты преобразования круговоротов неживых элементов (воды, газов, минералов и т.п.), непосредственно управляя ими. На следующей ступени совершенствования самоорганизацией коэволюционно были созданы живые инструменты с опосредованным управлением ими (трава, деревья, животные и т.д.).

Самым совершенным инструментом самоорганизации вселенских структур, самым высшим творением природы следует считать человека, который через данный ему разум и интеллект и систему соуправления (геном) должен, осознав принципы и законы естественного порядка всеобщей деятельности и не нарушая их, творчески совершенствовать механизмы самоорганизации.