Виды правотворчества

Многообразие видов правотворчества зависит от критериев, положенных в основу той или иной классификации:

1) по форме правотворчество подразделяется на:

  • принятие нормативных правовых актов органами государства (прямое государственное правотворчество);
  • принятие нормативных правовых актов непосредственно народом путем референдума;
  • заключение соглашений, конвенций, международных договоров, содержащих нормы права;

2) по субъектам правотворчества выделяется:

  • законотворчество (правотворчество парламента);
  • правотворчество президента;
  • правотворчество правительства;
  • правотворчество республиканских органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, комитетов);
  • правотворчество местных органов управления и самоуправления;

3) по способам правотворчества:

  • нормотворчество (нормоустановление) – непосредственная разработка и принятие нормы права компетентным государственным органом;
  • санкционирование – придание компетентным государственным органом решению негосударственной организации характеристик нормативного правового акта;
  • делегирование наделение компетентным государственным органом другого государственного органа рядом своих полномочий в той или иной сфере по регулированию общественных отношений (т.е. принятию норм права);
  • создание правовых (судебных) прецедентов – осуществление правотворчества высшими судебными органами государства в форме принятия судебного решения по конкретному делу, которое становится обязательным по аналогичным делам;
  • заключение нормативных договоров – создание по соглашению сторон нормы права, обязательной для участников такого соглашения.