Виды правотворчества
Многообразие видов правотворчества зависит от критериев, положенных в основу той или иной классификации:
1) по форме правотворчество подразделяется на:
- принятие нормативных правовых актов органами государства (прямое государственное правотворчество);
- принятие нормативных правовых актов непосредственно народом путем референдума;
- заключение соглашений, конвенций, международных договоров, содержащих нормы права;
2) по субъектам правотворчества выделяется:
- законотворчество (правотворчество парламента);
- правотворчество президента;
- правотворчество правительства;
- правотворчество республиканских органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, комитетов);
- правотворчество местных органов управления и самоуправления;
3) по способам правотворчества:
- нормотворчество (нормоустановление) – непосредственная разработка и принятие нормы права компетентным государственным органом;
- санкционирование – придание компетентным государственным органом решению негосударственной организации характеристик нормативного правового акта;
- делегирование наделение компетентным государственным органом другого государственного органа рядом своих полномочий в той или иной сфере по регулированию общественных отношений (т.е. принятию норм права);
- создание правовых (судебных) прецедентов – осуществление правотворчества высшими судебными органами государства в форме принятия судебного решения по конкретному делу, которое становится обязательным по аналогичным делам;
- заключение нормативных договоров – создание по соглашению сторон нормы права, обязательной для участников такого соглашения.