Принципы правотворчества

Принципы правотворчества представляют собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общие направления правотворческой деятельности.

Основные из них:

1) принцип конституционности;

2) принцип соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам главы государства и вышестоящих государственных органов;

3) принцип приоритета общепризнанных принципов международного права;

4) принцип защиты прав и свобод, законных интересов граждан;

5) принцип научности;

6) принцип системности;

7) принцип профессионализма.

Принципы конституционности и соответствия актов нижестоящих государственных органов актам главы государства и вышестоящих государственных органов представляют собой национальную специфику принципа законности. Последний означает следующее:

  • правотворческий орган может принимать нормы права лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции;
  • нормы права принимаются в строгом соответствии с установленным порядком, при соблюдении всех необходимых процедур и непосредственно органом, правомочным принимать такие решения. Государственный орган не может передавать своим структурным подразделениям предоставленные ему права по принятию нормативного правового акта;
  • принятые нормы права не могут противоречить конституции государства, законам и актам вышестоящих государственных органов. При наличии таких противоречий вновь принятый акт признается недействующим полностью или частично;
  • нормативный правовой акт должен приниматься в надлежащей форме и с указанием всех необходимых официальных реквизитов. Президент и правительство не могут принимать законы, парламент не может издавать указы.

Принцип приоритета общепризнанных принципов международного права. К последним относятся основополагающие начала построения и функционирования общества и государства, правового статуса человека, получившие общемировое признание путем закрепления в многосторонних международных документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и др. Среди данных принципов можно выделить приоритет прав, свобод человека и гражданина над интересами государства, свобода слова, мнений, убеждений, разделение властей, осуществление правосудия только судом и др.

Принцип защиты прав, свобод и законных интересов граждан – это принцип гуманизма, предполагающий направленность акта на обеспечение и защиты прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его законные интересы должны быть в центре правотворческой деятельности.

Принцип научности означает, что правотворчество должно опираться на научно осмысленный отечественный и зарубежный опыт, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденции его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации современной юридической науки по вопросам совершенствования нормотворческого процесса и системы права.

Системность требует как учета системного характера права, так и системной организации самой деятельности по изменению, обновлению и совершенствованию действующего права. В силу системности права все вновь устанавливаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм. Для достижения этого необходимо, чтобы вся правотворческая деятельность носила упорядоченный характер и планово-организационный характер.

Большая социальная значимость и существенное разнообразие правотворчества требуют его осуществления на профессиональном уровне. В разработке правотворческих решений должны участвовать высоко квалифицированные специалисты соответствующих отраслей общественной жизни, имеющие профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

Нарушение принципов правотворчества ведет к деформации и разрушению системы норм позитивного права и надлежащей иерархии его источников, порождает существенные коллизии в нормативно-правовом материале, наносит значительный ущерб правовой регуляции в целом.